Ифтар: сунны ифтара, правила, полезные напоминания. Финики: священные плоды Рамадана

Во время Рамазана самым торжественным мероприятием для мусульман является ифтар. Журналист ИА «24. kg » узнала, кому положено его проводить, а также где и как это лучше сделать.

Ифтар не заменит 30-дневного поста

Ифтар проводят во время священного месяца, который по определению является временем мира и согласия, и собираются для примирения и прощения накопившихся обид. Вероятно, поэтому в последние годы так часто организовывают политические ооз ачаары в зонах конфликтов и противостояния.

Впрочем, ужин на разговение можно устроить для родных и друзей. Однако в большинстве случаев ифтар имеет благотворительную цель. Поэтому во время орозо каждый по мере своих возможностей пытается хотя бы раз пригласить близких на ооз ачаар.

«Это не является обязанностью ни богатого, ни бедного. Каждый делает ифтар по своему желанию. И здесь не важно, сколько человек ты пригласишь — одного, десять или сто», — советует представитель отдела фатвы Духовного управления мусульман Кыргызстана Бактияр Токтогазы уулу.

Хочу сразу предупредить, что ради ифтара не стоит залезать в долги, брать кредит. Проводить его следует в рамках своих возможностей.

Бактияр Токтогазы уулу

Некоторые ошибочно полагают, что ифтар — замена 30-дневного поста. Не стоит забывать, что орозо — это один из пяти столпов истинной веры мусульманина. Так что деньгами не откупишься, даже если накормишь 200 человек. Исключение делается только пожилым людям.

«Пожилые люди по состоянию здоровья или по каким-то другим причинам вместо поста могут каждый день кормить на свои деньги одного человека или сразу 30 верующих. На каждого придется потратить примерно 125 сомов», — говорит Бактияр Токтогазы уулу.

Бесплатные финики и салаты

Орозо вносит изменение в рабочий график и меню столовых, кафе и ресторанов. Как известно, некоторые заведения в столице сдвигают часы работы на вечернее время, начиная с разговения с 08.30 и завершая сухуром в 02.30. Но это обычно касается так называемых халал-заведений, где не продают алкоголь и не используют свинину.

Во время разговения там встретят вас финиками и водой.

Некоторые предлагают еще салат за счет заведения. А средняя цена зависит от вашего аппетита, она составит примерно 200-500 сомов.

Куда пригласить гостей на ифтар?

Известно, что в Рамазан количество свадеб, юбилеев и других мероприятий резко сокращается. Поэтому сотрудники ресторанов и кафе могут заработать только за счет ифтара. Кстати, по мнению представителей муфтията, проведение ооз ачаары в ресторанах вовсе не противоречит канонам ислама.

Главное — не превратить ифтар в обычный той.

Представитель отдела фатвы ДУМК Бактияр Токтогазы уулу

В 2018 году в ресторанах, чайханах особых скидок на это мероприятие не наблюдается.

В столичной чайхане на каждого гостя может уйти от 500 до 900 сомов в зависимости от количества салатов, мучных изделий и плова. Килограмм плова стоит 1 300-1 600 сомов.

Владельцы крупных залов для проведения торжеств тоже решили цены не менять: на каждого человека придется потратить от 700 до 1 тысячи сомов.

Только единичные кафе в городе обещают 10-процентную скидку.

Кстати, в мечетях тоже организуют ифтар. Там вы можете покормить своих друзей и родственников, но только вместе с остальными прихожанами.

«Для проведения ифтара к нам нужно записаться. Очередь очень большая, например, сейчас до конца месяца уже нет свободных дней почти во всех мечетях столицы. Но наши двери открыты для всех. Все желающее могут прийти поесть», — рассказали в ДУМК.

В течение Рамазана ифтар проводят и для воспитанников детских домов, интернатов. Священнослужители напоминают, что в религии самым большим благодеянием является помощь нуждающемуся.

Во время священного месяца Рамазан ваше питание должно не сильно отличаться от обычного и быть максимально простым.

В Священном Коране сказано: "...Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от чёрной (пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днём и уходящей ночью) на рассвете. А после поститесь до ночи (до захода солнца, воздерживаясь от приёма пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом))..." (Св. Коран, 2:187).

Питание во время сухура

Утренний прием пищи (сухур) производится постящимся до азана. Сухур безусловно очень важен для постящегося и является важным предписанием и милостью Всевышнего для мусульман. В хадисах пророка Мухаммеда (С) сказано: "Совершайте сухур хотя бы глотком воды", а также "Прекрасный сухур верующего - это финики".

Сухур позволяет организму получить необходимую энергию для эффективной работы в течение первой половины дня. Это приводит к тому, что во второй половине дня необходимая организму энергия извлекается за счёт распада углеводов и части жиров, но не затрагивает белковый обмен, так что обменные процессы в организме абсолютно не страдают.

Медики рекомендуют употреблять в пищу во время сухура сложные углеводы - хлеб из цельного пророщенного зерна или муки грубого помола, блюда из круп, салат из свежих овощей и сухофрукты. Сложные углеводы перевариваются в организме длительное время и поэтому обеспечивают организм энергией на не менее чем 8-12 часов. К ним можно добавить немного белков в виде мяса, рыбы, яйца или молочных продуктов. Белки тоже перевариваются достаточно долго (около 8 часов) и важны особенно при высокой физической активности, но большое их количество способно перегрузить печень, которая и так напряжённо работает во время поста.

Финики - великолепный источник сахара, клетчатки, углеводов, калия и магния; миндаль - источник протеинов и волокнистого вещества с малым содержанием жира; бананы - источник калия, магния и углеводов. Однако, следует избегать переедания и пить слишком много во время сухура (из-за этого из организма выводятся минеральные соли, необходимые для поддержания тонуса в течение дня).

На время сухура от кофе лучше совсем отказаться (или употреблять его в минимальных количествах). Наиболее полезными будут напитки из кисломолочных продуктов с добавками зелени, небольшого количества соли и трав. После их употребления жажда возникает позднее и не бывает такой острой.

Время разговения - ифтара

Ифтар начинают сразу после захода солнца и до совершения вечерней молитвы. В хадисе пророк Мухаммед (С) сказал: "Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает"

Теологи советуют, что до совершения вечернего намаза следует принять очень малый объем пищи и только после совершения молитвы можно сесть за празднично накрытый стол. По словам медиков, съеденные после азана финики моментально насыщают кровь глюкозой. При употреблении воды всё ещё проще - мозг реагирует на тяжесть в желудке и так же притормаживает аппетит.

Каждый вечер месяца Рамазан - это настоящий праздник. Для разговения на стол можно поставить и фрукты, выпечку, сухофрукты и т.д. Главное - не переусердствовать. Еды не должно быть много - нужно ограничить жареное и мучное. Не употребляйте: жирную и жареную пищу; продукты с избыточным содержанием сахара. Жареная пища вредит здоровью и ее потребление следует ограничить. Такая пища вызывает несварение, изжогу, отражается на весе.

Оптимально будет овощное и мясо-овощное блюдо. Полезны салаты из свежих овощей, блюда из круп. Сладости возможны, но в небольшом количестве. Вариантов много, и каждому, безусловно, нравится что-то своё. Питание должно быть хорошо сбалансированным, и в него должны входить продукты из каждой группы, например, овощи, фрукты, мясо, птица, хлеб, зерновые и молочные продукты.

Пейте: Как можно больше воды и соков между ифтаром и сном, чтобы поддержать нормальный уровень жидкости в организме. Из напитков подойдут свежие соки, морсы, компоты, кисели, чай. Простая обычная вода - тоже замечательно.

Так называемые "продукты быстрого приготовления" на время поста лучше исключить из своего рациона. К ним относятся и лапша разных видов (с пищевыми добавками), каши и супы в пакетах, колбаса... Дело в том, что данная категория продуктов содержит неполноценные углеводы и белки, которые очень быстро усваиваются организмом.. Чувство голода придёт буквально через 1-2 часа и будет гораздо сильнее, чем до употребления этого продукта. Кроме этого, все они содержат большое количество соли, приправ и веществ, способствующих разжиганию аппетита через непродолжительное время и развитию жажды.

Стол в дни поста вполне можно сделать не только полезным, но и разнообразным, и вкусным. Конечно, у каждого народа есть свои особые рецепты блюд для сухура. И, как правило, они оказываются вполне подходящими для данной местности, поскольку веками культура отбирала то, что было лучшим.

Соблюдение поста по всем правилам очищает мусульманина не только духовно, но и укрепляет здоровье. Организм человека, уставший от систематического приема пищи в течение всего года, в этот месяц отдыхает. При этом в нашем теле происходит своего рода обновление. Вот что сказал по этому поводу Пророк Мухаммед (С): "Соблюдайте орудж (пост), и вы станете более здоровыми".

Вниманию читателя предлагается перевод серии ответов на вопросы об ифтаре с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Не медлить с разговением является сунной

Вопрос № 13999:

Я бы хотел знать, является ли разговение (ифтар) обязательным. Если мусульманин отправляется в мечеть во время вечерней молитвы, то как ему поступить во время ифтара, вначале поесть, а затем присоединиться к коллективной молитве, или же вначале помолиться, а потом поесть?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разговляться желательно сразу, как только завершится время поста. На это указывают разные хадисы. Передаётся со слов Сахля б. Са’да , что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1821) и Муслим (1838)).

После поста человеку в первую очередь следует незамедлительно поесть несколько кусочков еды, которые успокоят его голод, а затем приступить к молитве. После завершения молитвы, если хочет, он снова может продолжить приём пищи пока не наестся.

Так поступал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что Анас б. Малик сказал: «Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – до того, как совершал молитву, разговлялся свежими финиками. Если же их не было, то он разговлялся сухими финиками. Если не было и их, то он разговлялся несколькими глотками воды». Этот хадис приводит ат-Тирмизи (ас-саум / 632), а аль-Альбани назвал его достоверным в «сахих Аби Дауд » (560).

В комментариях к этому хадису, аль-Мубаракфури пишет: «Этот хадис является полноценным и достаточным указанием на желательность незамедлительного разговения после поста».

Разговение едой, предоставленной тем, кто владеет недозволенным состоянием

Вопрос № 37711:

Разрешается ли принимать приглашение на ифтар от человека, чья большая часть имущества состоит из запретного?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если большая часть имущества человека состоит из запретного, то разрешается принимать его приглашение.

Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – принял приглашение к столу от иудеев, несмотря на то, что Аллах описал их как занимающихся ростовщичеством и незаконно присваивающими имущество людей. Некоторые салафы относительно таких вещей говорили: «польза от него достанется тебе, а грех от него достанется им».

Вместе с тем, тебе разрешается и отказывать такому человеку в принятии приглашения, дабы высказать тем самым ему своё порицание и удержать его от зарабатывания состояния недозволенным путём. Так и лучше будет поступить, если это действительно может оказать влияние на оставление им того греха, в который он впал.

А Аллах же знает лучше!

Хукм разговения в обществе приверженцев нововведений

Вопрос № 37742:

Ложится ли грех на того, кто на протяжении всего месяца Рамадан не совершал молитву-таравих? Я работаю в одной компании, где иногда я бываю вынужден оставаться по работе допоздна, так, что мне приходится разговляться на рабочем месте. И я похоже единственный суннит в этой фирме. Все остальные там шииты и исмаилиты. Можно ли мне разговляться вместе с ними?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если мусульманин не будет совершать молитву-таравих, то грех на него за это не ложится. Независимо от того, по уважительной причине он её не совершал, или без уважительной причины, так как она не является обязательной. Её совершение является настоятельной сунной (сунна муаккада). Сам Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – постоянно её совершал и побуждал мусульман к её совершению. Он говорил: ««Кто выстоит [ночные молитвы] в Рамадане искренне и с верой, тому будут прощены все его прежние грехи!» (Аль-Бухари (37) и Муслим (760)).

Мусульманину конечно же не следует пренебрегать этой молитвой. Если у него нет возможности совершить её за имамом в мечети, то он может совершить её дома. Если не может совершить одиннадцать рак’атов, то он может совершить столько, сколько не будет ему в тягость, пусть даже всего два рак’ата, а потом совершит молитву-витр. А Аллах же знает лучше!

Что касается разговения вместе с шиитами и исмаилитами, то, если ты считаешь, что разговение в их кругу может способствовать склонению их сердец к призыву их соблюдать Сунну и отказаться от тех нововведений, которые они совершают, то с точки зрения шариата это будет правомерным.

Если же ты видишь, что пользы в разделении с ними ифтара не будет, то лучше не разговляться вместе с ними и сторониться их, выражая отрицательное отношение к их нововведениям, и остерегаясь того, что тебе придётся столкнуться с их измышлениями (шубухатами), когда у тебя не будет знаний, которые бы раскрывали для тебя их ложность и несостоятельность, в силу чего ты можешь подвергнуть себя искушению в Религии. А Аллах же знает лучше!

Где лучше разговляться, в мечети или дома?

Вопрос № 38264:

Как лучше, совершить ифтар в мечети, после совершения молитвы, или же вначале совершить молитву, затем пойти домой и поесть вместе с семьей?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если задавший вопрос говоря об ифтаре имел ввиду то, что ест постящийся для разграничения времени поста от времени, когда разрешается принимать пищу, как например, употребление нескольких фиников, питьё воды и т.п., то такой ифтар желательно совершить сразу после поста, в соответствии со словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением» (Аль-Бухари (1957) и Муслим (1098). См.: вопрос № 13999).

Если же он имел ввиду то, что обычно люди едят после совершения молитвы, то есть те блюда, которые они специально приготовили для ифтара (ваджабат уль-ифтар), то, как я знаю, в Сунне нет конкретных регламентаций по этому поводу. Тут человек сам должен решать как ему лучше поступить, учитывая различные надобности.

Разговение в мечети в кругу джамаата полезно тем, что собирает мусульман, сближает их сердца, ставит их в один ряд друг с другом, знакомит их, способствует возрождению духа взаимопомощи и т.д. Разговение в доме в кругу домочадцев полезно тем, что собирает семью, позволяет обсудить её проблемы, способствует укреплению семейных уз, помогает воспитать в детях культуру общения и культуру приёма пищи, и т.д.

Глава семьи обязан разумно взвешивать все эти пользы и определять, в какие дни он будет разговляться в кругу семьи, а в какие дни он будет делать это в мечети, принимая во внимание, что обязанность заботы о семье и детях, обучение детей Религии и её этическим нормам важнее и значимее, нежели простая желательность встречи с друзьями в мечети, при том, что есть возможность увидится с ними и во время молитвы-таравих, и на собраниях, где приобретают знания, и в других подобных случаях.

А Аллах же знает лучше!

Поминание Аллаха при разговении.

Вопрос № 93066:

Как расценивается обращение к Аллаху с мольбами, встречаемыми в хадисах, которые названы недостоверными, такими как: (1) При разговении: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!» ; (2) «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!». Есть ли в шариате такое, можно их читать, нельзя, порицается, не достоверно, или харам?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Упомянутые Вами слова мольбы, произносимые при ифтаре, приводятся в слабом хадисе, который передал Абу Дауд (2358). В нём, со слов Му’аза б. Захры , сообщается, что когда Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – разговлялся, произносил: «Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтар-ту / О Аллах, ради Тебя я постился, и предоставленным Тобою уделом я разговляюсь!».

В этих словах нет необходимости, поскольку имеется то, что также передал Абу Дауд (2357) со слов Ибн ‘Умара , – да будет доволен Аллах им и его отцом! – который сказал: «При разговении, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорил: “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!» .

Этот хадис назвал достоверным аль-Альбани в «сахих Аби Дауд».

Второе:

Постящемуся желательно обращаться к Аллаху с мольбами, как во время поста, так и при разговении. Ахмад (8030) передал со слов Абу Хурейры , – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, воистину, когда мы видим тебя, наши сердца смягчаются и мы становимся людьми [, стремящимися] к миру вечному, но когда мы покидаем тебя, этот мир вновь прельщает нас, и мы становимся увлеченными своими женами и детьми”. Пророк ответил: “Если бы вы всегда пребывали в таком же состоянии, в каком вы пребываете в моём присутствии, то ангелы бы здоровались с вами за руку и навещали бы вас в ваших домах, а если бы вы не грешили, то Аллах заменил бы вас другим народом, который бы совершал грехи, чтобы прощать им”. Тогда мы сказали: “О Посланник Аллаха, расскажи нам о Рае, какие в нём строения?”. Он ответил: “Кирпичи из золота и серебра, раствор из миска с сильным запахом, щебень из жемчуга и яхонта, пыль из шафрана. Кто войдёт в него, тот будет в благоденствии, не подвергнется ничему дурному, останется жить навечно и никогда не умрёт. Его одежда не износится и он не перестанет быть молодым. Мольба троих людей не отвергается: справедливого правителя, постящегося, пока длится его пост, и притеснённого. Эта мольба переносится в облаках и перед нею раскрываются врата небес, а Господь – Всемогущ Он и Велик! – говорит: «Своим Могуществом Я окажу тебе помощь, хоть даже только с этого момента!»”».

Хадис достоверный, как это установил Шу‘айб аль-Арнаут в «тахкык уль-муснад».

В версии ат-Тирмизи (2525) говорится: «… постящегося, в момент разговения».

Эту версию признал достоверной аль-Альбани в «сахих ат-Тирмизи».

Вам следует просить у Аллах Рай, просить у Него убежища от Огня, просить у Него прощения грехов, и взывать к нему любыми другими узаконенными шариатом мольбами. Что касается мольбы: «Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах, астагфиру-Ллах, ас’алю-ка-ль-джанна, ва а’узу би-ка мина-н-нар / Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, прошу прощения у Аллаха, прошу у Тебя Рая и ищу у Тебя защиты от Огня!», - то мы её не встречали.

А Аллах же знает лучше!

Время обращения к Аллаху с мольбой во время ифтара

Вопрос № 14103:

Постящийся получает ответ на мольбу, с которой он обращается во время ифтара. А в какой именно момент надо взывать с мольбой: до того как приступаешь к разговению, в процессе разговения или же после разговения? Есть ли какие-нибудь специальные молитвы, передаваемые от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – или которые Вы можете посоветовать читать в это время?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Такой вопрос был задан шейху Мухаммаду б. ‘Усеймину , – да помилует его Аллах! – и он ответил:

«Обращаться к Аллаху с мольбой следует до ифтара, во время захода солнца, так как в этот момент в человеке объединяются покорность, смирение и состояние соблюдения поста. Всё это является причинами получения ответа на мольбу. После разговения душа получает отдохновение, восторг, а иногда даже её постигает беспечность.

Однако, передаваемая от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – молитва, даже если передаётся достоверно, имела место после разговения, а это — “Захаба-з-замау ва-бталляти-ль-‘уруку, ва сабата-ль-аджру ин ша’а-Ллах / Ушла жажда, жилы наполнились влагой и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху!”.

Передал Абу Дауд, а аль-Альбани признал сообщение хорошим в «сахих сунан Аби Дауд» (2066).

Она произносится только после ифтара. Также от некоторых сподвижников передаются такие его слова: “Аллахумма ля-ка сум-ту ва ‘аля ризкы-ка афтарту / О Аллах, ради Тебя я постился и тем, чем Ты меня наделил, я разговляюсь!”.

Вы можете обращаться к Аллаху с такими просьбами, которые Вам покажутся более подходящими».

(«Лика’у-ш-шахри», № 8, шейха Мухаммада б. Салиха аль-‘Усеймина).

Когда разговляется пилот самолёта?

Вопрос № 37670:

Когда следует разговляться пилоту самолёта?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Если находясь на земле он разговеется после захода солнца, а затем взлетит на самолёте и вновь увидит солнце, то он не обязан будет воздерживаться от нарушающих пост действий, так как он полноценно завершил соблюдение поста в тот день и нет для него необходимости в том, чтобы повторять совершение того обряда поклонения, который он уже завершил. Если же он совершит взлёт до того, как зайдёт солнце, и захочет завершить пост этого дня, несмотря на то, что является путником, то он должен будет разговляться только тогда, когда зайдёт солнце относительно того места в воздухе, в котором он находится. При этом пилоту не разрешается специально снижать самолёт на такую высоту, на которой не видно солнца, чтобы завершить пост, поскольку это является ухищрением. Однако, если он опустится из технических соображений полёта и при этом скроется солнечный диск, то ему следует разговляться».

(Из устных фетв шейха Ибн База . См. брошюру: «Семьдесят основных моментов, касающихся поста»).

Постоянный Совет говорит:

«Если постящийся будет находится в самолёте и выяснит посредством часов и телефона, что в ближайшей от него части земли наступило время ифтара, но по причине нахождения самолёта в воздухе он всё еще будет видеть солнце, то он не вправе будет завершать пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «… а затем поститесь до ночи» (Св. Коран. 2: 187), - а так как он видит солнце, не считается, что для него наступила ночь.

Если же он будет находиться на земле и разговеется когда при нём завершится день, а после этого самолёт, в котором он находится, поднимется в воздух и он вновь увидит солнце, то в этом случае он продолжает оставаться не соблюдающим пост, поскольку он должен действовать согласно тому положению, которое имеется в той части земли, в которой он находился вплоть до завершения дня пока не вылетел» (конец цитаты).

В другой фетве Постоянный Совет говорит: «Если в дневное время Рамадана человек будет находиться в полёте и будет желать продолжать соблюдать пост до завершения дня, то ему нельзя будет разговляться, кроме как после захода солнца» («Маджму’ фатава аль-Ляджнати-д-Даима», 10 / 136 – 137).

А Аллах же знает лучше!
Вопрос № 66605: Что должен прежде совершить муаззин: разговеться или провозгласить азан?

Когда разговляется муаззин: до азана или после?

Вся хвала принадлежит Аллаху!

По основному правилу, постящемуся следует разговляться после того, как зайдёт солнце и наступит ночь, в соответствии со словами Всевышнего: «Ешьте и пейте пока не сможете отличать белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Св. Коран, 2: 187).

Ат-Табари сказал: «Что касается слов: “… а затем поститесь до ночи”, - то ими Всевышний даёт разграничение времени поста, то есть, указывает на то, что его время завершается с наступлением ночи. Подобно этому Он указывает на то, что пределом времени разговения и времени, в котором разрешается есть, пить и вступать в половую близость, является момент начала дня и начало ухода ночи. Этими же словами Он указывает на то, что пост не соблюдается ночью, и что в дни поста нельзя разговляться в дневное время суток» (конец цитаты).

«Тафсир ат-Табари», 3 / 532.

Постящемуся желательно приступать к разговению незамедлительно. Передают со слов Сахля б. Са’да, – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будет пребывать в благе, пока будут быстро приступать к разговению».

Аль-Бухари (1856) и Муслим (1098).

Ибн ‘Абду-ль-Барр – да помилует его Аллах! – сказал: «Сунной является незамедлительность разговения и откладывание сухура. Незамедлительно приступать к разговению следует после того, как станет точно известно о заходе солнца. Никому не разрешается разговляться в момент, когда у него есть сомнение относительно того, зашло ли солнце или нет, поскольку к исполнению обязанности не приступают, кроме как при наличии уверенности в её наступлении, и не прекращают её исполнение, кроме как при наличии уверенности в её завершении» (конец цитаты).

«ат-Тамхид», 21 / 97, 98.

Ан-Навави – да помилует его Аллах! – сказал: «Этот хадис побуждает приступать к разговению незамедлительно, сразу после того, как будет точно установлено, что солнце зашло. Он говорит о том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благоденствии, пока будет стабильно соблюдать эту сунну» (конец цитаты).

«Шарх Муслим», 7 / 208.

Что касается муаззина, то если есть те, кто ждут пока он начнёт провозглашать азан, чтобы опираясь на его азан приступить к разговению, то ему следует немедленно начинать провозглашать азан, чтобы не стать причиной того, что люди запоздают с разговением и тем самым нарушится сунна. Однако нет ничего такого в том, если прежде чем начать возвещать азан, он прибегнет к лёгкому разговению, в виде глотка воды например, которое не повлечет за собой откладывание азана.

Если же никто не ждёт пока он начнёт провозглашать азан, как в том случае, когда он будет возвещать его для себя (если он находится один в пустыне, например), или когда он возвещает азан для группы находящихся рядом с ним людей (группа путешественников, например), то не будет ничего плохого в том, чтобы разговеться до возвещения азана, поскольку его товарищи станут разговляться вместе с ним, даже если он не провозгласит азан, и не станут ждать пока он начнёт его провозглашать.

А Аллах же знает лучше!

Разговение в кругу немусульман

Вопрос № 38125:

Можно ли есть ифтар вместе с немусульманами, с индуистами и христианами, например?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Есть ифтар вместе с немусульманами разрешается, если в этом есть шариатская польза, такая как призыв их к Религии Истины, или склонение их сердец к Исламу, или что-то подобное, на что можно рассчитывать от их участие в приёме пищи ифтара с тех столов, которые накрывают мусульмане для общего ифтара, как это делается в некоторых странах.

Что касается простого поддержания с ними общительности и получения удовольствия от их компании, то это опасное дело, ибо одним из важнейших положений основ Религии и обязанностей верующих является приверженность принципу «дружбы и непричастности» (аль-валя’у ва-ль-бара’у). На этот принцип указывает ряд аятов из Книги Аллаха, и ряд хадисов из Сунны Пророка, мир ему и благословение. Из них:

Слова Всевышнего: «Не найдешь ты людей, верующих в Аллаха и в Последний день, которые бы дружили с теми, кто противится Аллаху и Его Посланнику, даже если для них эти противники будут отцами, сыновьями, братьями или родственниками. Аллах утвердил веру в их сердцах и укрепил их духом (светом) от Себя. Он введёт их в сады Рая, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими [за то, что они подчинялись Ему], а они довольны Им [за то, как Он их вознаградил]. Они являются партией Аллаха (следуют Его приказам и сторонятся Его запретов). Воистину, партия Аллах является преуспевшей» (Коран, 58: 22);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите, чтобы Аллах представил против вас ясный довод [, раскрывающий ваше лицемерие]» (Коран, 4: 144);

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите иудеев и христиан себе в друзья и помощники. Они являются друзьями и помощниками друг для друга. А кто из вас берёт их себе в друзья и помощники, тот один из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём народ, который творит беззаконие [посредством того, что берёт себе неверных в друзья]» (Коран, 5: 51).

Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не берите своими близкими друзьями (такими друзьями, которые могут осведомляться о ваших секретах) тех, кто не из вас (иудеев, христиан и лицемеров). Они не упускают возможности навредить вам и радуются вашим трудностям. Враждебность [по отношению к вам] уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая [вражда]. Мы разъяснили вам знамения [относительно их враждебности], если только вы осознаёте [это и не станете поддерживать с неверными отношения дружбы и взаимопомощи]» (Коран, 3: 118).

На основании изложенного, ответ на вопрос о допустимости разделения с неверными ифтара зависит от того, с какой целью это совершается.

А Аллах же знает лучше!

Может ли врач, выполняющий хирургическую операцию, откладывать ифтар?

Вопрос № 49716:

Мой родственник работает врачом. Он хотел спросить, если он выполняет хирургическую операцию, может ли он отложить ифтар?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое:

Сунной является приступать к разговению сразу как только зайдёт солнце. Об этом сообщается в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аль-Бухари (1975) и Муслим (1098) передают со слов Сахля б. Са’да, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Люди будут пребывать в благополучии пока будут поторапливаться с разговением».

Ан-Навави пишет: «Этот хадис побуждает поторапливаться с разговение сразу как только зайдёт солнце. Смысл его в том, что положение мусульманской общины будет стабильным, а сами мусульмане будут пребывать в благополучии пока будут соблюдать эту сунну. Если же они начнут откладывать разговение, то это станет признаком их кризиса».

Хафиз сказал: «По словам Мухалляба , это деяние позволяет исключить возможность добавления к дневному времени суток части ночного времени, а также является проявлением наибольшей снисходительности по отношению к постящемуся и наилучшим образом придаёт ему силы для поклонения. Ученые единогласны в том, что моментом разговения является установление захода солнца путём непосредственного наблюдения за ним, либо из осведомления, полученного от двух надежных людей. Также, по более достоверному мнению, достаточным будет свидетельство и одного надежного человека» (конец цитаты).

В «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 268) говорится и о другой мудрости своевременного разговения: «… это поспешное устремление к тому, что Аллах сделал дозволенным. Аллах – свят Он и велик! – Щедрый, а Щедрый любит, когда люди пользуются Его Щедростью. Он любит, когда Его рабы, как только зайдёт солнце, в спешке устремляются к тому, что Он дозволил им» (конец цитаты).

Ибн Дакык аль-‘Ид сказал, что в этом хадисе содержится ответ шиитам, которые откладывают разговение до тех пор, пока не появятся звёзды.

Второе:

Сунной является разговляться свежими финиками. Если их нет, то сухими финикам. Если нет и сухих фиников, то водой. Если же постящийся не найдёт и воду, то он может разговеться любой едой или питьём, которыми располагает. Если у него вообще ничего не будет, то он разговляется посредством намерения, то есть, он выражает намерение разговеться и тем самым проявляет поспешность в разговении и поступает в соответствии с Сунной.

Шейх Ибн ‘Усеймин пишет в «аш-шарху-ль-мумти’» (6 / 269): «Если постящийся не найдёт ни воды, ни другого питья, ни еды, то он просто выражает намерение на разговение, и это будет для него достаточным».

Поэтому, если этот врач не может разговеться свежими или сухими финиками, то он разговляется водой. Если же он не может сделать это по причине занятости хирургической операцией, то для него будет достаточным выразить намерение на ифтар, и таким образом сунна будет им соблюдена.

А Аллах же знает лучше!

Вопрос из Китая о времени ифтара

Вопрос № 93148:

Я студент, обучаюсь в Китае. Город, в котором я нахожусь, со стороны запада окружен горами. Проживающая здесь мусульманская община разговляется опираясь на время, указанное в расписании, взятом из Интернета. Что касается меня, то я смотрю на солнечный диск. Как только он заходит за горы я разговляюсь и совершаю вечернюю молитву (магриб) с целью соблюдения сунны незамедлительного разговения и незамедлительного совершения вечерней молитвы, а также чтобы отличаться от иудеев. Правильно ли я поступаю? Обязан ли я обременять себя тем, чтобы подниматься на очень высокое место, равное по высоте горам, чтобы наблюдать за солнечным диском?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Разрешается опираться на расчеты времени молитв, если ничем не подтверждено, что в этих расчетах имеются ошибки. Хотя ошибки в этих расчетах обнаруживаются часто. Не во всех конечно, но часто бывает, что в них неверно указано время утренней молитвы (фаджр), а в некоторых – время ночной молитвы (‘иша). Что касается вечерней молитвы (магриб), то ошибки относительно её времени бывают незначительными, и для основной массы людей не составляет труда подтвердить является ли верным то её время, которое указано в расписании, либо выявить в нём ошибку посредством самостоятельного наблюдения за солнцем.

В любом случае, закат солнца, после которого постящемуся разрешается разговляться и наступает время вечерней молитвы, считается состоявшимся когда солнечный диск реально скроется за горизонтом, а не когда он скроется за горой или строением.

От сподвижников – да будет доволен им Аллах! – передаётся, что временем заката они называли скрытие солнца под завесой (ночи). Употребляемые ими фразы были разными, кто-то говорил: «зашло солнце» («габати-ш-шамсу»), - другие говорили: «спряталось за завесой» («таварат би-ль-хиджаб»), - третьи говорили: «закатилось солнце» («ваджабати-ш-шамсу»). Все эти фразы имеют один смысл – заход полностью всего солнечного диска за горизонт (гыябу-ль-кулийу ли-курси-ш-шамси).

Вам не надо подниматься на гору или на какую-нибудь возвышенность. Вы должны учитывать заход исходя из того места, где Вы находитесь. Относительно этого места солнце должно зайти за горизонт, а просто заход его за гору закатом не является.

Так как из-за гор Вы не имеете возможность увидеть солнце во время захода, Вы можете определить время заката по признаку, о котором упомянул посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – а это – приближение темноты с Востока.

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100) передали со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах! – о том, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны (с востока), день удалится в ту сторону (в сторону запада), и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Ан-Навави сказал: «Относительно этих слов Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ученые говорят: “Каждый из этих трёх признаков предполагает остальные и сопровождается ими. Пророк упомянул их вместе, чтобы человек, который находится в ущелье или в подобном месте и не имеет возможности наблюдать за закатом, основывался на приближении темноты и удалении света”, - а Аллах знает лучше!» (конец цитаты).

Если же Вы не можете и это, то не будет ничего страшного в том, чтобы руководствоваться расписанием молитв, так как минимум что они Вам дают – это основательное предположение (галябату-з-занн) о наступлении времени молитвы, если, конечно же, ничем не установлено, что это расписание ошибочное.

А Аллах же знает лучше!

Если муаззины возвещают азан в разное время, то на кого из них опираться при разговении?

Вопрос № 93577:

Если азан из одной мечети раздаётся в другое время, нежели в другой мечети, тогда как обе эти мечети находятся в одном районе неподалёку друг от друга, то по какому из них можно будет определить начало ифтара?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

При решении вопроса о наступлении времени разговения, опираться следует на заход солнца. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны, день уйдёт в ту сторону, и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100).

Сегодня большинство муаззинов опираются на расписания молитв. В этом нет ничего плохого. Просто некоторые из муаззинов маловнимательно относятся к точности времени на своих часах.

Поэтому, если муаззины возвещают азан по разному, то вам следует либо дождаться пока азан станет возвещать тот, кто более остальных скрупулёзно относится ко времени, так, что начинает возвещать азан сразу, как только наступит положенное для него время, ни раньше, ни позже, и полагаться именно на его азан, а не на чей-либо другой, либо же вы можете опираться на расписание самостоятельно, прежде убедившись в точности своих часов, даже если при этом муаззин не станет возвещать азан в указанное в вашем расписании время.

А Аллах же знает лучше!

Уменьшает ли награду за пост проявление чрезмерности (исраф) в блюдах во время ифтара?

Вопрос № 106459:

Уменьшает ли награду за пост неумеренность в приготовлении пищи для разговения?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

«Это не уменьшает награду за пост. Даже совершение греховных поступков после поста не уменьшают награду за него. Однако это подпадает под слова Всевышнего: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, воистину, Он не любит излишествующих» (Коран, 7: 31).

Исраф (расточительство) сам по себе запрещен, а иктисад (экономичность) приводит жизнеустройство в порядок.

Если у них останется излишек, то пусть отдадут его в качестве садака (пожертвования). Так будет лучше» (конец цитаты). (Уважаемый шейх Мухаммад б. ‘Усеймин «Фатава-ль-ислямийа», 2 / 118).

Юлия Шапко

Время на чтение: 7 минут

А А

Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

Особенности и традиции поста Рамадан – что такое ифтар и сухур?

Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях — например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

Существуют два главных предписания поста:

  1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
  2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

  • Старше 18 лет
  • Мусульманином
  • Не душевнобольным
  • Здоровым физически

Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это — несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

Пост Рамадан имеет несколько традиций

Перечислим наиболее главные:

Сухур

В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

Ифтар

Ифтар — это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша — ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

Что кушать во время Сухура:

  • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
  • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – .

Чего нельзя есть во время Сухура

  • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
  • Не стоит употреблять
  • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
  • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

Что не употреблять вечером после азана

  • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
  • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
  • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

  • Отказ от плотских страстей
    Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
  • Самосовершенствование
    Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
  • Благодарность
    Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
  • Возможность познать милосердие
    Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
  • Экономность
    Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
  • Укрепляет здоровье
    Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

Расписание священного Рамадана до 2020 года — когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

Вот следующие даты священного Рамадана:

2016 год – с 6 июня по 5 июля.
2017 год – с 26 мая по 25 июня.
2018 год – с 17 мая по 16 июня.
2019 год – с 6 мая по 5 июня.
2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

  • Специальная или преднамеренная трапеза
  • Непроизнесенное намерение о совершении поста
  • Мастурбация или половой акт
  • Курение
  • Самопроизвольная рвота
  • Введение ректальных или вагинальных лекарств

Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

К ним причисляют :

  • Непреднамеренная трапеза
  • Введение лекарств с помощью уколов
  • Поцелуи
  • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
  • Чистка зубов
  • Сдача крови
  • Месячные
  • Непроизвольная рвота
  • Несовершение намазов

Наказания нарушившим пост Рамадан :

Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

Ифтар - разговение, прерывание поста с наступлением заката (началом времени молитвы магриб).

Сунной является спешить с ифтаром и ошибкой является откладывать его

Передается от Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением». (аль-Бухари 1957, Муслим 1092.)
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не перестанет религия быть явной, пока люди будут спешить с разговением, ибо иудеи и христиане затягивают с ним» . (Абу Дауд ан-Насаи, аль-Хаким. Хадис хороший. См. также «Сахих аль-джами’» 7689.)
‘Амр ибн Маймун рассказывал: “Сподвижники Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, быстрее всех спешили с разговением и оттягивали сухур”. (Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-Барр назвал иснад достоверным. См. также “Фатхуль-Бари” 4/199.)
Если постящийся не может найти ничего для разговения, он должен прервать свой пост намерением.

Как совместить между приказом спешить с разговением и приказом спешить с молитвой магриб?

На этот вопрос дал ответ шейх Альбани: «Имеется хадис, которым часто пренебрегают из-за другого хадиса, потому что большинство людей неспособны совместить их значение на практике. Этот хадис - его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу».
Здесь упомянуты два вопроса, и ими пренебрегает большинство людей: ускорение разговения и отсрочка предрассветной пищи (сухур). Что касается пренебрежения первым вопросом, заключающемся в ускорении разговения, то, по мнению некоторых людей, это противоречит другому хадису, в котором он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять молитву магриб (вечернюю)».
Мы имеем два предписания, ускорить два дела. Некоторым людям кажется, что мы не можем одновременно ускорять оба из них. Но согласование между предписанием ускорить разговение и предписанием ускорить молитву магриб - очень легкий вопрос. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил это на практике. Он, мир ему и благословение Аллаха, разговлялся тремя финиками. Он съедал три финика, затем совершал молитву магриб, затем ел снова, если считал, что нуждается в ужине

Из примера Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, следует, что после азана на магриб следует совершитьь ифтар чем-то на подобие фиников, затем совершить молитву магриб, а уже после этого плотно ужинать. Такова сунна нашего Пророка.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я никогда не видел, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал вечернюю (магъриб) молитву, когда он постился, не разговившись хотя бы водой”. (Абу Я’ля, Ибн Хузайма. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 1076.)
Говорит шейх Альбани: «Но сегодня мы впадаем в две ошибки. Во-первых, мы задерживаем азан (призыв на молитву) от его узаконенного времени. А после этой задержки приходит другая задержка, которая состоит в том, что мы садимся за еду, за исключением отдельных людей, которые разговляются и совершают молитву магриб в мечети. Но большинство людей ждет азана, а затем садятся есть, как будто собираются обедать, или ужинать, а не просто начать разговение.»
Он также сказал: «Важным является то, что ифтар, который в соответствии с законом не надо откладывать, должен состоять из нескольких фиников. Затем мы должны поспешить совершить молитву. После нее люди могут садиться и ужинать, если они в этом нуждаются.»
(«Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан»)

Чем следует разговляться?

Как уже было упомянуто выше, ифтар Пророка, мир ему и благословение Аллаха, состоял обычно из фиников и воды. Он сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдет фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает» . (Абу Дауд 2355, ат-Тирмизи 658, Ибн Маджах 1699. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Хатим, ‘Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби.)
Предается от Анаса, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, бывало разговлялся свежими финиками перед молитвой; либо сухими при отсутствии свежих, если же сухие не были доступны, он делал несколько глотков воды.» (ат-Тирмизи, 3/79. Он сказал, что это гариб хасан хадис. Классифицирован как сахих в аль-Ирва, 922).

Обращение к Аллаху с мольбами перед и во время разговения

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается». (Ибн Маджах 1753, аль-Хаким 1/422. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и Ахмад Шакир подтвердили достоверность хадиса.)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху». (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани.)

Подготовлено

Популярное