Благодарственная проповедь на новый год читать. Eвангельские проповеди

Новогодний молебен.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В предстоящую новогоднюю ночь многие люди будут ликовать, радоваться, веселиться душой, потому что прожитое время – остаётся в прошлом, а новое время, непрожитое, предстаёт воображению как неведомая блаженная страна, и люди потому и будут веселиться, что ждут от этого нового отрезка времени радости, покоя, здоровья, взаимопонимания, мира – всего самого доброго, самого хорошего. Когда-то считалось, что нужно весело встретить Новый год, чтобы весь год был весёлым. Мы с вами не первый год живём на свете и знаем: веселись, не веселись, плачь, не плачь в новогоднюю ночь, а предстоящий год будет таким, каким Бог даст. Будет в нём и радость, будет и печаль, будут горе и болезнь, но будет и счастье и удача, будут слёзы, но будет и смех.

Если бы мы не были христианами, если бы не верили в то, что Бог наш всех нас знает, обо всех нас помнит и каждому из нас приготовил обитель в Своём Небесном Царстве, если бы мы забыли или не знали о тёплой Божеской заботе о нас, впору нам было бы ужасаться и печалиться перед каждым новым днём, перед каждым непрожитым часом, чувствуя, что смерть, как бандит с ножом, может подстерегать нас на каждом шагу. Что скрывать: каждый из нас знает, что жить так, жить, каждую секунду ожидая подвоха, ужаса, удара, – невыносимо! Но мы слышим слова церковной молитвы, слова пророка Иезекииля: “Бог не хочет смерти грешника”. И слова эти, слова правды и утешения, не дают угаснуть нашей надежде, не дают впасть в отчаяние даже в самые трудные дни, в самые обезбоженные, в самые холодные минуты.

Бог помнит о нас! Бог любит нас! Скоро, очень скоро, всего лишь через неделю, торжественные церковные песнопения напомнят нам, как любит нас наш Бог. Они напомнят нам, что Он сделал для того, чтобы грешник не умер, но имел Жизнь Вечную.

По правде говоря, не так уж и важно, как мы будем жить на этом свете, в этой временной жизни. Гораздо важнее – помнить о жизни Будущего Века. Гораздо важнее – позаботиться о том, какими предстанем мы в Вечности, у Божьего престола, в Царстве Небесном. Поэтому сегодня, на пороге Нового года, мы молимся не о времени, а о Вечности. В евангельском отрывке, который только что читался на молебне, Господь говорит о Себе: “Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...”(Лк.4.18). И это ведь сказано о нас грешных! Это ведь мы, измученные собственными страстями, злобой, раздражением, вечным неудовольствием, постоянно в своих молитвах твердим о себе: дай, наполни, исцели, сохрани, а о врагах: покарай, сокруши, накажи. А надо бы, как учит нас Господь, набраться сил, набраться мужества и сказать: “Господи, нет у меня врага страшнее и злее, чем я сам! Освободи меня от плена страстей и грехов моих. Отпусти измученного на свободу!”

Какой бы простор открылся нашим очам, какая бы радость охватила всё наше существо, если бы мы вдруг по дивному дару благодати Божией увидели, что мир, какой он ни есть, прекрасен, если тиха и смиренна душа наша! Как хотелось бы, чтобы в наступающем году в душах наших воцарились мир и доброжелательность и сохранялись в них долго-долго, что бы ни происходило вокруг! Как хотелось бы, чтобы “ныне исполнилось писание сие” и мы, православные, стали бы для всего мира закваской добра, прощения и благодушия.

Да, у нас пост, а у безбожного мира – ночь весёлых плясок, песен и дурачеств. Слишком легко было бы осудить нам этот мир, отринув с отвращением языческие традиции. Но давайте удержимся сегодня от этого. Давайте не станем горделиво презирать людей, ничего не знающих о Боге. Давайте лучше пожалеем их и помолимся о них. Христиане призваны нести в мир радость о Господе, нести в него свои раскрытые сердца, а не умножать в нём нестроение, несогласие и ненависть. Мы не знаем, кому из нас Бог судил пережить этот год, а кто стоит уже на пороге Вечности; поэтому простим сегодня от сердца всем и всем и каждому пожелаем спасения, любви, радости и здоровья. Давайте скажем на пороге Нового года вместе со всею Церковью: “Мир всем!” Аминь.

Слово на Новый год

Преподобный Варсонофий Оптинский

П риветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей.

Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.

Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы - незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают, право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

«Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси» . (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7.)

Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

К огда-то наша Церковь установила: считать началом нового Церковного года первое сентября старого церковного стиля. Но впоследствии это было изменено, и Новый год начали считать с первого января. Так или иначе, но время разделяется обычно в жизни по годам, и мы с вами как раз, именно по нашему церковному, не по гражданскому, а по церковному стилю стоим пред дверями раскрывающегося пред нами новолетия.

Как его встречают люди? Когда-то святитель Феофан Затворник с негодованием произнес проповедь как раз вот в этот день. Он обращался к тем, кто Новый год встречает во всяких ресторанах, кабаках и так далее. И говорил он: вот вы вместо того, чтобы молитвою к Богу освятить начало новолетия вертитесь с вашими стаканами и друг друга поздравляете “с Новым годом, с новым счастьем”. «С новым-то годом, еще конечно, по смыслу, - можно сказать, а вот кто вам, - говорил святитель Феофан, - может поручиться, что у вас будет какое-то “новое счастье”? И откуда оно может быть у вас? Счастье - есть удовлетворение души человеческой, и только от Бога оно может придти. А ваши эти выкрики - просто, - говорил святитель Феофан, - шутовские выкрики, которые ничего не стоят, как и ваши пожелания друг другу». Когда человек молитвой встречает новый год и просит, чтоб Господь это новолетие благословил, тогда - это встреча христианская.

А ведь мы с вами знаем, что в храмах наших в этот день - совсем не так много народу. И на всенощной, и на литургии… А в местах злачных, в местах увеселений - сколько хотите. И наших православных там очень много. И они еще с аппетитом иногда говорят, что, вот, по новому стилю отпраздновали, - по старому празднуем теперь. А в календаре бывало еще - и китайский Новый год. Так, что можно подумать, что все теперь будет сплошное новогоднее праздничное верчение какое-то. Когда христианин поздравляет, [христиане поздравляют], друг друга с Новым годом, тогда они, христиане, имеют ввиду именно надежду на милость Господню, что Господь, Который долготерпелив и многомилостив, не по беззакониям нашим воздает нам и не по грехам нашим дает нам, что Он может быть в этом году пошлет нам милость, и мы сумеем год провести, это новолетие - по-христиански, и вот с этим-то и поздравляют верующие христиане друг друга.

А всякое иное поздравление, конечно, именно, как говорил святитель Феофан, просто “пустолетие”, которое ничего дать человеку не может, а только ему голову затуманивает. Так что будем, возлюбленные, это помнить.

Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошлое новолетие, уже ушли из жизни. Господь положил конец житию. Когда он положит конец нашей жизни - не знаем, но, несомненно то, что из нас многие до следующего Нового года не доживут. А поэтому всегда, когда это надо бывает, нужно молиться Господу, чтобы Господь милостиво воззрел на остающееся нам время. Как святитель , этот великий святитель, однако, смиренно просил у Господа, чтобы Господь послал ему хоть вечер добрый его жизни «… и милостиво воззрел на остаток дней моих» , как говорил Григорий Богослов. Так и нам нужно молиться: чтобы Господь Своей милостью покрыл нас в те дни жизни нашей, которые Он нам еще дает для доброй христианской жизни и исправления нашего. Аминь.

СЛОВО на Новый год

Ныне везде слышатся - и еще долго будут на устах наших, пока не скажутся каждому из ближних и знаемых - обычные слова новогоднего приветствия: «с новым годом - с новым счастьем». Внутренний и глубокий смысл этих приветственных слов не подлежит сомнению. В сущности своей они означают, что нет на земле человека, который удовлетворился бы своим старым счастьем, считая его истинным и полным, - нет положения и состояния, которым исключалось бы пожелание счастливой перемены. В жизни отдельных людей, в истории целых народов, в системах философов, мечтаниях поэтов и простых размышлениях каждого из нас - мы везде встречаемся с проявлениями стремлений человечества к счастью, как к чему-то, что было когда-то изведано, но ныне в своей полноте не проявляется. Отсюда возникает искание счастья с ненасытной жаждой к нему, - оно является двигателем всех забот человеческих, создает ту суету жизни, от которой нигде человек не свободен. Жить и быть счастливым - вот задача, которую поставляет себе человек, - усилие разрешить ее написано и на вдумчивом челе богача, снаряжающего корабли свои в заморское плавание, и в усталых очах бездомного скитальца, прилегшего под кустом отдохнуть на котомку свою.

Радостно видеть напряженную деятельность человека в искании счастья, хочется пожелать ему этого счастья, так как для него и создал Господь человека, - но нельзя умолчать и о той непреложной истине, что если человек ищет своего счастья только здесь на земле, то оно, это желанное счастье, всюду и без малейших исключений, лишь манит и обманывает человека., «Счастье улыбается, счастье улыбнулось».... - в этих обычных словах народной мудрости весьма метко и верно изображается изменчивость нашего здешнего счастья. Действительно, земное счастье только улыбается, но никогда, как следует, от души, не посмеется человеку. Как призрак, оно принимает то ясные, блестящие формы, то расплывается в тусклом тумане; как болотный огонек скользит оно над бездной жизни, прикрывая собой целую пучину нечаянных и неведомых несчастий, пока, наконец, как степной мираж, блещущий при сиянии солнца и погибающий под грозой и тучами, не разлетится оно, это счастье земное, без остатка и без возврата под ударом самого страшного из несчастий земных - смерти и могилы. Таково наше счастье земное. Ужас объемлет душу, когда всмотришься душевным взором в его непрочный, обманчивый блеск. Между тем человеку хочется жить, - в сознании самой жизненной силы видится счастье ему. Поэтому первый день нового года является великим праздником, великим торжеством жизни. В этот день и св. церковь, возглашая, как бы по преимуществу, многая лета всем чадам своим, всерадостно и благодатно освящает наше желание жизни, - значит и она находит в жизни нашей великий смысл и счастье для человека, которого и просит для нас у Господа особым молитвенным последованием. В чем же полагает она этот смысл и счастье жизни?

Девятнадцать веков тому назад, когда все человечество представляло собою печальную картину разочарованности в бесплодных исканиях смысла жизни и счастья, когда не только язычество утратило всякую надежду на земное счастье и презирало жизнь, как страдание, - и даже избранный Богом Израиль окончательно погибал в погоне за земными призраками счастья - двенадцать рыбарей галилейских из уст Самого Спасителя, воплотившегося Сына Божия, пришедшего осчастливить мир, сподобились услышать и передать миру учение о том, в чем состоит истинная жизнь, а следовательно и истинное счастье человека: «се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога и Его же послал eси, Иисус Христа» (Иоан. 17, 3). Вот в чем наше вечное, непреложное, ничем не разрушимое счастье, легко достижимое всеми при некотором подчинении своей воли требованиям Божественного учения.

Земная жизнь наша слагается в три главные формы существования, - в форму семьи, общества и государства; в какой бы из этих трех форм бытия своего ни помыслил себя человек - только тогда каждая из этих областей его жизни и деятельности принесет человеку счастье, достаточное для земли и неба, когда все они вообще и каждая порознь сложатся по заповедям Христа, «освятятся и созиждутся Его святейшим именем, о Нем же едином подобает спастися», т.е. найти истинное, настоящее счастье.

Вот пред нами самая обширная, величественная и сложная форма земной жизни, жизнь государственная. Здесь миллионы отдельных жизней сливаются в одну великую единицу, в единую вековую жизнь, устраивая свое счастье. Но государственная жизнь способна принести то счастье, к которому должна идти она, всему народу и каждой отдельной личности лишь тогда, когда в основе этой жизни, во всем ее выполнении, незыблемо лежит святой завет учения Христова: «воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови» (Мф. 22, 21) - когда, в силу жизненного понимания этого завета, «всяка душа в государстве, не за страх, а за совесть власти предержащей повинуется» (Рим. 13, 7. 1), когда отдельные лица и учреждения, призванные служить общему ходу государственной жизни, руководятся в деятельности не личными побуждениями, а общей полезностью своей службы, ответственностью за нее пред Богом, царем и отечеством, - служат самоотверженно, до последней капли крови, имея перед собой пример Сына Божия, который говорит: «Аз приидох не да послужат Ми, но послужити и дати душу свою избавление за многих» (Мф. 20, 28). Такое государство и такое служение ему может быть только там, где знают Единого истинного Бога и Его же послал Он, Иисуса Христа, - в таком государстве можно быть счастливым.

Тоже самое увидим, если от этой сложной области земного бытия перейдем к жизни общественной. Здесь люди в стремлениях к счастью, чтобы яснее видеть сложный круг своих обязанностей, действий, занятий и интересов разделяются на сословия. Стремление к счастью указывает людям необходимость избирать из своей среды представителей, собирать их в определенные места для совещания по вопросам местным и для всенародной думы о том, как лучше устроиться в жизни государственной, - оно побуждает собирать и слагать в общую сокровищницу трудовое сбережение, доверяя его надежной совести, чтобы правильным хранением и употреблением получить на него честный прибыток деланием общественным в торгово-промышленных, благотворительных и многих других различных предприятиях общественной жизни. Сложившаяся на таких началах общественная жизнь только тогда доставит человеку искомое счастье, когда члены общества, все вообще и каждый в отдельности, знают Бога и живут по заповедям Христовым, - только в этом случае общественные собрания наши будут святилищем чести и единением душ, местом выражения наших дум о счастии общем, по Божьему сложившихся и направленных, без личных целей и сомнительных намерений, только при таком общем настроении всех смиренный труженик, вручая сбережения свои общественной охране, будет мыслить, что соблюдется его добро и приумножится, дойдет по назначению, если таковое указано было нашим доверием к общественным деятелям.

От общественной жизни перейдем теперь в самую узкую и тесную форму земного бытия, область семейную. Здесь под мирным кровом любви, в уютном уголке, за тихой трапезой, среди милых лиц, друг другу преданных, человек чаще всего ищет своего земного счастья. Понимание счастья в идее государственной доступно не всякому, - это есть идея разума, отвлеченная и высокая; понимание идеи общественной доступно многим, но не всем, - это есть идея воли, требующей выработки и развития; идея семейственности доступна всякому, - это идея сердца, которое одинаково осязательно трепещет и бьется в груди каждого человека. Вот почему здесь именно, в семье, каждый видит свое счастье, скромное и не широкое, но укрытое отовсюду, спокойное и безмятежное. Но и семейная жизнь дает счастье только тогда, когда в ней члены семьи знают Бога и учение Христово приемлют, как руководственное начало в жизни. Тогда сознается в семье и свято хранится заповедь Христова о том, что «еже Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), - тогда семья является прочным союзом для переживания всех треволнений жизни, союзом беспримерным и единственным в мире, который внешне прекращается только смертью. В семье, знающей Бога, под таинственным осенением св. Духа, вмещается малая церковь Божия, которой не прикасается ничтоже скверно; здесь как бы возвращается человеку некоторое подобие первобытной искренности и простоты отношений; здесь, и только здесь и нигде больше, радуются счастью без зависти и утешают в скорби - без злорадства. В семье старшие члены живут мыслью отдать жизнь свою и заботы для общего семейного счастья и радости, а младшие твердо помнят, что благословение отчее утверждает домы чад, стремятся быть достойными его и боятся, как грозы небесной, клятв материнских, искореняющих домы до основания.

Итак, каждая форма жизни дает нам счастье лишь тогда, когда слагается на земле, но живет небом, т. е. оживляется познанием Единого истинного Бога и заветами Сына Божия. Лишь только исчезает или даже слабеет только в них это познание - и государство, и общество, и семейство гибнут и распадаются, а если и живут, то жизнью тяжелой, беспорядочной, - в ней то и бывает счастье лишь мимолетным призраком, той улыбкой солнечного дня, которая на время оживляет нас, но не греет полным солнечным лучом. Познание истинного Бога, исполнение Его заповедей да будут желанием нашей души, делом всей нашей жизни в наступающее лето, - тогда счастье полное и нерушимое придет к нам. Благослови венец лета благости Твоея, Господи, - а мы «во свете Лица Твоего пойдем» в делании нашем, да сподобимся достигнуть счастья земного Твоим благоволением небесным. Аминь.
Законоучитель гимназии свящ. Ал. Васильев.

Новый год

Один всплеск волны на безбрежном океане жизни, и целый год с множеством дум, порывов, сладких мечтаний, тяжелых разочарований, перемежающихся радостей и горя остался где-то позади. Вечно-текучее время поставило нас на рубеже между вчера и сегодня, между старым годом и новым, у таинственной завесы неведомого будущего.
Пред нами новый год!
Обычно мы равнодушны к смене дней и ночей и нередко, забывая о ней, день обращаем в ночь, а ночь в день. А пред новым годом в тяжком раздумье, - как сказочный богатырь на перекрестке, - останавливаются и беспечная молодежь, и уверенный в себе и своих силах зрелый муж, и согбенная под тяжелой жизненной ношей седая старость.
Правда, и этот день многие встречают с ленящимися бокалами и неудержимым весельем. Но это веселье - кажущееся. Под этой обманчивой маской скрывается тяжелая дума о том, что грядущий год готовит. В то же самое время до тесноты переполнены богомольцами всех возрастов и положений храмы в полночный час, - как под Светлое Христово Воскресенье, и в Новый год...
Что значит их исключительно горячие, несущиеся из глубины сердца мольбы к Отцу Небесному? Искреннее сознание своей вины пред Высшей Правдой, - сознание своего ничтожества пред Божественным всемогуществом и желание робко, как провинившиеся пред родителями дети, прижаться к краю ризы Господней и укрыться под ней, - подобно птенцам, ищущим убежища под крыльями наседки, - от грядущего неведомого с его невзгодами, - вот что, как единая мысль и единое чувство, наполняет души богомольцев и светится в их молитвенно устремленных к Пречистому Образу Спасителя глазах.
А то страшно без этой опоры в душе созерцать неукоснительное движение жизни, ее приближение к могиле и тлению.
Прислушайтесь, как замечательно об этом говорит преп. Ефрем Сирин. «Дни текут и улетают: часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Дни разоряют жизнь твою, часы подламывают здание ея, и ты спешишь к своему концу, потому что ты - пар. Дни и часы, как тати и хищники, скрадывают и расхищают тебя, - нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается.
Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, и вместе со днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя. Жизнь, которою живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с нею уходит; и в быстром времени часы уходят, исчезают и обращаются в ничто.
Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь, - нет ей возможности остановиться и стать на одном месте»...
Страшно становится от этого неуклонного течения жизни.
И невольно душа тянется к Создателю времен и сроков и ищет у него опоры и утешения... («Совр. Лет.», № 1).

В статье вскрываются языческие корни празднования нового года и рождества Христова, указывается Б-я альтернатива этим праздникам.

Повеление данное Израилю при входе в землю обетованную.

13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их.
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
(Исх.34:13-15 ) Втор.7:5, Втор.12:3

В наше время образования и знания языческие праздники оделись в камуфляж . Трагедия в том, что 95% верующих соблюдают такие закамуфлированные языческие праздники и обряды.
Сегодня мы будем срывать камуфляж с Рождества Христова, Нового года, Елки, деда мороза.

Итак Рождество Христово

Ранняя Церковь праздновала Библейские праздники, установленные Богом в Ветхом Завете. Языческое христианство под Константином заменило их новыми праздниками. Языческие праздники римлян теперь были «крещены» и стали христианскими праздниками.
До времени Константина христиане никогда не праздновали день рождения Христа. Но у язычников существовало празднование дня рождения бога солнца. Праздник назывался Сатурналия, и праздновался сразу после зимнего солнцестояния в конце Декабря. Это был один из любимейших Римских праздников, время всеобщей радости и дарения подарков. В этот единственный день в году господа служили своим слугам и рабам. Римляне раздавали еду детям бедных. Теперь, когда Иисус рассматривался как воплощение бога солнца, Сатурналия был объявлен христианским праздником … днем рождения Иисуса!

Духовенство, желая во чтобы то ни стало вытеснить всенародный языческий праздник Митры, своим указом в 354 году официально назначает 25 декабря - днем рождения Иисуса, хотя как уже было сказано, христианская церковь не знали и не праздновали такой даты. Так появилась дата «Рождества Христова».
В своё время христианская церковь присвоила себе праздник дня рождения солнечного бога Митры (иначе - день рождения Непобедимого Солнца - dies natalis Solis invicti), проходивший в Римской Империи 25 декабря, превратив его в рождество собственного бога, дня, месяца и даже года рождения которого они не знали.

Откуда же возникли разночтения по поводу дня празднования рождества Христова?

Дата седьмого января возникла во времена введения григорианского календаря в России - нового стиля, во времена прихода к власти большевиков и появилась она оттого, что православная церковь не пожелала изменяться и приспосабливаться к окружающей реальности; и продолжила отмечать рождество 25 декабря по старому календарю, что как раз и есть 7 января нового стиля. Таким образом седьмое января - дата явно надуманная; реально же имеет смысл праздновать рождение бога 25 декабря, в дни зимнего солнцестояния, как это и делали задолго до христианства, которое приспособило этот праздник для себя.

То, что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признаёт Блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения Солнца, Из всего этого ясно, что церковь приняла решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря для того, чтобы перевести религиозное рвение “язычников“ с Солнца на собственного бога.

Немного о елке: посвященном дереве

Например, новогодняя елка, которую (живую или искусственную) практически каждая семья устанавливает у себя дома. Ель у ранних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделенное магическим смыслом. Она вечнозеленое дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от благосклонности леса людей была чрезвычайно важна.
Дух жил, разумеется, не в каждой занюханной ёлке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него “благословение” на следующий год.
Задабривать в старину умели только одним способом - принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали “отделываться” животными. Внутренностями убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних елочных игрушек.
Впоследствии магические ритуалы претерпевали изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами - яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобрело и другое значение. Божество не просто задабривали, но и “намекали” ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживет после зимнего безвременья. На ветвях ели появлялись определенные символы. Верхушка дерева была “отдана” богам, заведующим судьбой человека, и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображениями звезд, птиц. Ближе к земле располагались более утилитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели бы построить себе в следующем году празднующие, и т.д.
Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней - дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки позволялось, но не более того. Варварский обычай н;овогодней “заготовки” ёлок сформировался значительно позже. Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времён обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершим. Это увязывает ель со смертью.

Здравствуй, Дедушка Мороз

Персонаж, без которого невозможно представить себе Новый год, это Дед Мороз. Этот образ также имеет древнее и неожиданное происхождение
В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также было необходимо задобрить. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. В жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к дереву, где и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята. Так появилась знакомая нам... Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник Дед Мороз.
Так что Дед Мороз изначально не был положительным, добрым персонажем. Интересно, что у индейцев навахо сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это - одно из имён... дьявола.
Появление Деда Мороза с мешком подарков также истолковано не совсем верно. Да, это мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера, символ смерти, не дарит, а собирает с людей. Поэтому появление в вашем доме дедушки с бородой говорит о том, что в течение года вы что-то ему недоплатили. Радоваться тут особо нечему.
Так что, воспринимая Новый год как весёлый детский праздик, стоит смотреть немного глубже, тогда кое-что станет на свои места, откроется подлинный смысл древних ритуалов.“

Смысл нового года

Новый год, который мы так весело празднуем, имеет чисто языческие корни. Смысл празднования нового года у всех народов был абсолютно одинаков: путем магических действий, человеческих и животных жертвоприношений умилостивить богов, и тем самым обеспечить благополучие и счастье для всей семьи в наступающем году.

Кому мы в этом случае поклоняемся?

По большему счету, празднование нового года, которое как всегда превращается по словам Аристотеля в «добровольное сумасшествие », а другими словами - в массовое опьянение и запои, сильно напоминает вакханалию - празднование в честь фракийско-фригийского бога вина - Вакха, которое обычно выливалось в различные излишества, оргии и постыдные действия. Интересно, что в 186 году до н.э. римский сенат был вынужден даже запретить вакханалии, следствием которых становились бесчинства и разврат. Сенат привлек к суду до семи тысяч участников этих религиозных оргий, и более половины поплатились жизнью.
Как бы грустно ни было, хотим мы этого или не хотим, но прошли тысячелетия, а мы все также бессмысленно празднуем день рождения языческого богочеловека Митры , прививаем нашим детям никчемно-горячую любовь к полумифическому Николаю чудотворцу (Санта-Клаусу) , к которому они обращают свои заветные мечты, желания и просьбы, учиняем массовые вакханалии в честь бога вина Вакха, устраиваем вокруг елок ритуально-обрядовые пляски и магические шествия, превращая для этого в пустыни огромные площади лесных массивов, то ли слепо следуя указу царя-батюшки, то ли отвечая инстинктивным позывам - защититься с помощью их «колючих способностей» от демонов и порчи. И если бы увидел Иисус, новогоднюю вакханалию, учиняемую людьми якобы в честь его рождения, то ужаснулся бы………..

Многие скажут: Идол в мире ничто….
Тогда давайте вешать иконы в домах, ставить в домах статуи будды и кришны, смотреть фильмы ужасов и *****графию, ходить в ночные клубы т.к идол в мире ничто.

Какова Б-я альтернатива?
- праздновать по настоящему Его праздники (Лев.23:1)
Представьте, что вы устраиваете свой праздник и приглашаете своих друзей. Каждый праздник имеет конкретное время и сроки празднования, а друзья приходят через 2-3 месяца и говорят мы празднуем торжество Николая, как твой праздник. Или: мы решили праздновать твой праздник в другое время. Какое неуважение, и оскорбление…

Произошла подмена Б-его языческим, и мы должны об этом знать. Не важно, сколько лет этой не Б-ей традиции – все равно она не Б-я.

В послании Рим 1:21 говорится:
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. (Рим.1:25)

Ханука – это болезненное дело для наших душ и сердец. Наши сердца прилепились к язычеству, а мы об этом и не ведаем. Теперь, чтобы в своей жизни очиститься от язычества необходима смелость и откровение от Б-а, иначе тебя сочтут за варвара и религиозного фанатика.

Что делать, если елка уже в доме и под ней подарки или вы уже приглашены где либо праздновать этот праздник и вы обязательно столкнетесь с его атрибутами.
Будьте светом и просите у Б- а мудрости о том как рассказать людям о правде рождества и нового года, рассказать своим детям о настоящем смысле на доступном языке.
Не участвуйте в объедении и пьянстве, колядках, гаданиях т.е мнение что как ты провел этот праздник так и весь год пройдет, не участвуйте в блуде душой и телом.
Не смущайтесь посевальщиков – это тоже языческие дела, святки колядки и т.д.
Используй это свободное время и компании для свидетельства и радости перед Г-ом.

Наша община призвана восстанавливать библейское еврейство : семью, праздники, отношение к Б-у и для этого надо избавляться от язычества.
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. (Откр.19:7 )

Цель этой проповеди – дать возможность тебе услышать правду о новом годе и подарить возможность выбрать то, что на твоем сердце.
Праздновать этот праздник или нет – это дело твоей совести.

Прочтено: 10113

На пороге Нового года, в канун Рождества, мы не просто вспоминаем событие, которое свершилось 2 тысячи лет назад, хотя оно изменило мировую историю, дало миру новый календарь, новую цивилизацию, новую культуру, новый язык, новую систему отношений…

Самое главное то, что с пришествием Христа каждому человеку дана была возможность познать Бога — познать не просто как Творца, Всемогущее Существо, которое управляет миром, посылая в него то благополучие, то несчастье, и которое надо как-то задобрить или умолить… и не как Господина, которого надо слушаться, выполнять приказы и строго следить за тем, чтобы все заповеди были выполнены. Нет, не такого.

Как ни странно, но то, что для христиан совершенно очевидно, для всего мира является тайной. Настолько мир искажен грехом, настолько лишен любви, истины и правды, что понять самые простые и важные вещи оказывается очень трудно. В течение тысячелетий мир не может понять, что Бог — это Отец.

Бог приходит в мир как Сын, чтобы мы осознали себя детьми нашего Небесного Отца, ни для чего другого. Он рождается на земле Сыном Человеческим для того, чтобы каждый человек стал сыном Божиим. Это самое главное из всего, что мы знаем: Бог наш Отец, и нам в этом мире нечего бояться.

Иногда мы можем его не понимать, как не понимают дети своих родителей; мы можем Его не слушаться, как часто бывает в семье. Но мы всегда знаем, что не будет такого момента, когда мы останемся одни и с нами случится что-то непоправимое. Если мы с этим живем — мы самые счастливые на земле люди. Мы можем не бояться ни болезней, ни смерти, ни нищеты, ни несчастья…

Христос является в мир в образе беспомощного младенца, повитого пеленами. Это образ Божественной любви по отношению к человеку, любви, которая ограничивает даже свободу самого Бога ради того, чтобы человек был свободен. Он с самого начала ограничивает Свое действие ради нас, давая нам возможность поступать свободно, по нашей воле, даже если мы восстаем против Него. Он даровал этому миру изначальную свободу и любовь к Нему, а любовь не может быть принуждаемой. Для человеческой свободы любовь может быть только желанной и избираемой. И поэтому Господь ограничивает даже Свои действия и, казалось бы, не вмешивается в зло и несправедливость этого мира для того, чтобы нам показать, что напор зла не побеждается какими-то внешними физическими мерами. Он показывает, что пришел не бороться с этим миром, а победить его.

И Он победил. Своей любовью. Своим смирением. Своим Евангелием, и дал нам образы победы над миром. Этот мир, который кажется нам в своем безумии таким могущественным, побеждается кротостью и любовью. Он нам даровал эту власть через свободу быть Ему верными, быть Ему родными, любить Его.

Сын Божий, бесконечный, невидимый, непостижимый, становится человеком, несущим на себе все тяготы и скорби этого мира, чтобы человечеству — а это значит — каждому из нас, — даровать две замечательные вещи, которые во все времена жаждал иметь человек. Он приходит для того, чтобы дать человеку Власть и Богатство.

Но только Господь дает и власть, и богатство совсем не такими, какими их мечтает иметь, скажем, Ирод, вся цель жизни которого была в их достижении. Богатство, которое приносит Христос, — это удивительное богатство Веры, которое человеку дает возможность ходить по волнам и двигать горами. Господь принес нам богатство любви, потому что Он сам есть Любовь. Это та Любовь, которая идет на Крест, которая распинается, принося себя в жертву. Это любовь, которая готова и способна победить всё, что есть в этом мире.

Господь дает нам потрясающее богатство смирения, потому что кроткие наследуют землю. И вместе с этим каждому человеческому сердцу, открытому для принятия этого дара, Он дает богатство удивительного мира, который может так наполнить человека, что тысячи вокруг него спасутся, по слову преподобного Серафима Саровского.

Господь принес нам богатство Своего милосердия. Если мы готовы его принять, оно вливается в наши сердца и делает нас способными прощать своих обидчиков, любить своих врагов.

И еще Господь дарует нам истинную власть. Он говорит: «Именем Моим будете бесов изгонять, языками возглаголите новыми, будете брать змей, и, если что смертоносное выпьете, не повредит вам, на недужные руки возложите, и здравы будут…»

Всем истинно верующим в него Христос дал власть быть совершенно на него похожими: мы можем поступать в этом мире так, как сам Христос в этом мире поступал, жить Его жизнью, говорить Его словами, смотреть на мир Его глазами, принимать мир через Его чувства и Его сердце.

Но вот что интересно: при таком удивительном богатстве и при такой власти необыкновенной мы просим у Бога всегда какой-то ерунды… ищем у Бога какой-то мелочи, что на самом деле включает искание власти и богатства, но маленьких таких, земных богатства и власти: земного благополучия, земного успеха… Нам кажется, что это и есть сама жизнь, что в этом и состоит ее смысл: прожить спокойно, удобно, выгодно и благочестиво. Может быть, благочестиво получится, а по-христиански — нет, потому что нам очень страшно ходить по водам. Мы не верим в то, что можем бесов изгонять, смерть побеждать. Мы читаем Евангелие, и эти строчки к нам как бы не относятся, потому что нам совсем не этого нужно от Бога, и наша жизнь совсем не похожа на тот дар, что принес нам Христос.

Давайте же постараемся сегодня и навсегда забыть о тех мелочах, которыми мы нашу жизнь наполняем, и будем по-настоящему глубоко искать истинной Христовой власти и истинного Христова богатства, которые открываются для нас в Его пресветлом и радостном Рождестве.

ои руки, как апостол Павел скажем от сердца — Авва людям. ся очень тРождество — это праздник нашего сыновства. Эту радость, это богатство, которое дано христианам, мы можем распространять по миру, возвещать всем людям, что у них есть Отец, что они не одиноки…

Как мы были бы счастливы, если бы смогли с этим жить, не забывать, что Он всегда рядом, что Он обязательно нас спасет, если мы только этого захотим, если просто протянем Ему свои руки; как апостол Павел, скажем от сердца: «Авва Отче!» — и будем с Ним.

Главный раввин России Адольф ШАЕВИЧ : «Только любовь к ближнему поможет нам выжить»

Сердечно поздравляю Вас с наступающим Новым, 2013 годом и хочу пожелать всем в будущем году здоровья, благополучия и мира.

Мы стоим на пороге нового витка времени. По обыкновению, мы подводим итоги уходящего года и с надеждой смотрим в будущее. В еврейской традиции, когда наступает Новый год (он отмечается осенью), то это не только новая точка отсчета, это еще и чрезвычайно важный и ответственный период. Это время подведения итогов, осознания своих проступков и грехов, раскаяния и искупления. Все наши дела, поступки и мысли в прошлом и настоящем рассматриваются и взвешиваются на точных весах Небесного Правосудия.

Заповеди, которые дал нам Всевышний, требуют от нас проявлять милосердие и внимание друг к другу. Именно они составляют основу религиозной нравственности. Это те столпы, на которые мы должны опираться в своей повседневной жизни. Каноны духовности и добродетели, которые и сегодня являются основой не только для иудеев, но и для людей других культур и религий, уже много столетий учат нас жить в полной гармонии с замыслом Творца.

Мы живем в очень непростое время. К сожалению, реалии современной жизни таковы, что в нашем обществе еще очень остро стоят проблемы национализма и ксенофобии. Порой жестокость, особенно среди подрастающего поколения, выходит за любые мыслимые пределы человеческого сознания. Еще многое нужно сделать в сфере социальной защиты людей, особенно детей и стариков. Им порой не хватает самой малости. Толика душевного тепла зачастую имеет гораздо большее значение, чем материальная поддержка.

Ответственность за все, что происходит сегодня в нашей жизни, лежит на нас всех. Каждый из нас должен стремиться улучшить этот мир, сделать что-то полезное, доброе, чтобы мы могли передать нашим потомкам. Каждый человек сегодня, вне зависимости от национальности и вероисповедания, должен задуматься об истинных ценностях: о любви к ближнему, о доброте и взаимопонимании. Оценить свои поступки в контексте с жизнью людей, живущих рядом. Кому-то наверняка не мешало бы переосмыслить свою жизнь, освободиться от недопонимания и нетерпимости.

Мы живем в единой семье разных народов, религий и традиций. И религия во многом является фундаментальным фактором в построении межнациональных отношений в гражданском обществе. И одной из первоочередных задач, стоящих сегодня перед нами, представителями религиозных конфессий, является поиск оптимальной модели взаимодействия культур с целью достижения толерантности и взаимоуважения между народами. В преддверии Нового года хочу еще раз призвать всех к согласию и взаимоуважению, ибо только стремление к единству и любовь к ближнему помогут человечеству выжить и достичь гармонии и взаимопонимания. Давайте беречь и приумножать добрые многовековые традиции, наше богатое духовное и историческое наследие и своими деяниями доносить до миллионов сердец и умов идею нашей общности.

От всего сердца поздравляю всех россиян с наступающим 2013-м Новым годом и желаю здоровья и долголетия. Пусть наступающий год принесет всем людям радость и благоденствие. Пусть все хорошее непременно останется с нами в наступающем году, и пусть в каждом доме царят мир и согласие.

Архиепископ Павел ПЕЦЦИ : «Вера — источник радости»

Совсем скоро начнется празднование Рождества Христова. Так сложилось исторически, что мы, христиане разных конфессий и обрядов, празднуем Рождество в разное время, однако это различие не должно заслонять от нас главного ― того, что все мы едины в праздновании этой великой и радостной Тайны: Иисус Христос, родившийся двадцать столетий назад, и сегодня рождается в сердцах верующих в Него.

Рождественская ночь― Святая ночь, как мы ее называем, ― возвещает нам нечто сверхъестественное, немыслимое и в то же время глубоко желанное, долгожданное. Эта ночь возвещает о рождении Бога на Земле. Эта ночь исполнена великой радости: Бог, сотворивший мир и человека, не оставил нас в наших бедах и нуждах, но пришел, чтобы быть с нами, чтобы стать одним из нас!

Мы верим, что Бог, сотворив человека по Своему образу, вписал в его сердце жажду видеть Его. И хотя человек нередко не осознает этого желания, Бог не перестает привлекать его к Себе, чтобы в Нем он обрел полноту истины и счастья, которую без устали ищет. Но, увы, слишком часто мы живем, целиком погрузившись в свои тревоги и проблемы, которые не приближают нас к Богу, но, напротив, ― отдаляют от Него. И тогда сам Бог идет нам навстречу. Бог всегда делает первый шаг, чтобы помочь нам приблизиться к Нему.

Великий Данте в XXIV песне Рая своей «Божественной комедии» вкладывает в уста Святого Петра вопрос: «Эту радость, всех дороже, рождающую все добрые дела, ― где ты обрел?» Под драгоценной радостью Данте подразумевает веру. И это напоминает нам, что вера на самом деле не порабощает, но освобождает нас, раскрывает нашу душу, насыщает ее. Вера не есть что-то мертвое и скучное. Вера ― это источник радости, возможность увидеть, познать и понять то, что, будучи жизненно важным, тем не менее без веры осталось бы навсегда недоступным человеку. Вера ― это открытие истинной радости в нашей жизни и открытие того, откуда эта радость к нам приходит.

Откуда приходит эта радость? Эта радость рождается от близости Бога, ставшего одним из нас. Бог пришел, чтобы дать ответ, чтобы Самому стать ответом на вечный вопрос человека. С момента Рождества ― Боговоплощения, когда Слово стало плотью, ― устранена непреодолимая дистанция между конечным и бесконечным: вечный Бог оставил небеса и вошел во временное пространство, погрузился в человеческую конечность. И воскресший Христос скажет Своим ученикам: «Я с вами до скончания века» (Евангелие от Матфея: 28,20).

Настоящая радость рождается не из чего-то, что делаем мы сами. Конечно, то, что мы делаем, может принести нам более или менее продолжительное удовлетворение. Однако подлинная радость происходит лишь из опыта дара, бескорыстной самоотдачи. Чего мы больше всего желаем в жизни? Знать, что мы желанны, что мы любимы. Вот что значит сегодняшняя радость: это уверенность в том, что мы не брошены, что мы не одни, что Бог на самом деле с нами, что наша жизнь желанна, любима Богом.

Нам часто хочется увидеть какой-то знак от Бога, увидеть Его руку, которая привела бы все в порядок, сделала бы все за нас, избавив нас от нашей ответственности. Но тот знак от Бога, который мы видим в Тайне Рождества, призывает нас прежде всего верить и любить.

Власть Бога ― это не насилие, а доброта и любовь. И если мы будем учиться у этого смиренного Бога, у этого Младенца, пользоваться лишь орудиями истины и любви, то обретем ту ни с чем не сравнимую радость, которая дарует счастье в этой жизни и вечное блаженство в жизни будущей: «О, человек! Сказано тебе, чтó добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»(Книга пророка Михея: 6,8).

Призвание христиан ― нести в мир эту Радостную весть через свидетельство взаимной любви, через смиренное свидетельство своей жизни, которая целиком принадлежит Христу, Богу, ставшему человеком. Наш опыт, который мы хотим разделить друг с другом и со всеми людьми, ― это опыт жизни человека, исцеленного и преображенного Богом. И главное качество такого человека ― это именно радость в сердце: «Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (Псалом: 125,3) .

Пусть радость Рождества, радость о Боге, близком человеку, сопровождает каждого из вас на вашем жизненном пути. Желаю всем вам, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью веры, братством взаимной любви и покоем глубокой надежды.

Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Богомладенец да дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.

Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии Богородицы и всех святых, да укрепит всех нас на нашем земном пути, да пребудет с нами и благословит нас. Христос рождается! Славьте Его!

Имам Камиль СУЛТАНАХМЕДОВ: «Мы должны вместе противостоять злу»

Каждый, чье сердце не ослеплено ненавистью, знает, что ислам защищает ценности, которых сегодня во многом не хватает народам. Стоит напомнить о них сегодня, на пороге Нового года.

В каждой книге по фикху или хадисам есть отдельная глава, посвященная этикету и нравственности. Речь идет о благодеянии, терпении, прощении, правдивости, примирении людей, взаимопомощи, предпочтении других себе, щедрости и добром слове. Пороки, которые ислам не приемлет, — высокомерие, зависть, злоба, ложь, хула, злословие, унижение других. Первые мусульмане были общиной, служившей примером для других в своих моральных устоях. Их нравственность была одной из главных причин того, что люди начали входить в религию Всевышнего толпами.

Это религия, которая призывает к правдивости, справедливости в отношениях между людьми, милосердии, щедрости, великодушии, альтруизме, стыдливости, оберегании языка от запретных речей, поддержании родственных связей, помощи друг другу в благих делах, верности обещания. И запрещает пороки и дурные нравственные качества: прелюбодеяние и разврат, притеснения, обман, хулу и сплетни. А также воровство и взятки, ложь и клевету, непристойные слова, злобу, зависть, ненависть. При этом ислам, требуя от человека благонравия и отдаляя его от пороков, учитывает природу человека и его слабость и не ждет от него непорочности ангелов. Ислам признает слабость человека, его стремление к наслаждениям и склонность идти на поводу у своих прихотей. Как следствие — ислам объявляет лучшими из людей тех, кто быстро замечает свой проступок, сожалеет о нем и раскаивается.

Сказал Пророк (мир ему и благословение) : «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшие из ошибающихся — кающиеся». И если верующий умеет наслаждаться теми минутами, когда он раскаивается и выражает свое сожаление перед своим Создателем, Который знает все сокрытое и самое тайное, и Он один прощает и покрывает Своих рабов, они становятся самыми прекрасными мгновениями в его жизни. Таким минутам сопутствуют плач и чувство страха, и смирения перед Богом. Эти моральные устои опираются на сильную веру и твердое вероубеждение (акыду). Поистине, цивилизация, в которой один народ не возвышается над другим, равно как и обладатели кожи одного цвета не превозносятся над обладателями кожи другого цвета, — это цивилизация, которую создает разумный и благородный человек, и под ее сенью живет счастливо сознательное и благородное человечество. А цивилизация, в которой один народ угнетает другой и обладатели кожи разных цветов не знают равенства, — это цивилизация варварства и невежества, которая отбрасывает человечество на много веков назад и делает его слепым, высокомерным, невежественным и глупым. Это описание варварской цивилизации, с которой ислам боролся во всех жизненных сферах. Он выметал ее из мечети и из учебных заведений, искоренял из душ правителей и предводителей, запрещал ее как по отношению к друзьям, так и по отношению к врагам. Человечество страдало от такой жизни долгие века и продолжает страдать и по сей день, лишь в последние 50 лет гнет расизма ослаб.

Ислам, отвергнув все виды расовой дискриминации и фанатизма, не проявляет нетерпимости по отношению к своим предшественникам. Терпимость была непреложным законом исламской цивилизации с тех пор, как Мухаммад заложил ее основание. Религиозная терпимость в исламе основана на следующих принципах: все небесные религии имеют один источник; пророки — братья, и нет превосходства между ними в том, что касается посланий, которые они несли, и мусульмане должны верить во всех пророков; человека нельзя принудить к принятию религии, он должен делать это добровольно, по своему убеждению и желанию; места поклонения всех божественных религий (храмы, синагоги) следует уважать и охранять так же, как и мусульманские мечети. И, может быть, главное: религиозные разногласия не должны доводить людей до убийства и вражды, но всем людям следует помогать друг другу в совершении благих дел и противостоянии злу.

Эта религия проявляет терпимость не только к живым! Но даже к мертвым! Передают от Ибн Абу Лейли, что Кайс Ибн Сад и Сахль Ибн Ханиф были в Аль-Кадисийе (это сподвижники Пророка) и мимо них пронесли покойника. Они оба встали, и (люди) им сказали: «Этот покойник местный (т.е. христианин)». Но они оба ответили: «Поистине, мимо Посланника Аллаха проследовали похороны, и он встал. Когда ему сказали, что это иудей, он ответил: «Разве это не душа тоже?»

Также Пророк, в прощальной проповеди обращаясь к людям, ко всему человечеству, говорит: «О люди! Поистине, ваш Господь один! И поистине ваш Отец один! И нет превосходства араба над неарабом! И нет превосходства неараба над арабом. И нет превосходства белого над черным, кроме как… в богатстве? Силе? Охране? Или же во власти? Нет, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Кроме как в богобоязненности!»

Популярное