Перспективы в жизни. Значение слова «перспектива Как сохранять самообладание

- (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

ПЕРСПЕКТИВА - перспективы, жен. [от латин. perspectus сквозь что–н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности… … Толковый словарь Ушакова

перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПЕРСПЕКТИВА - (ново лат., от perspicere насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали … Словарь иностранных слов русского языка

ПЕРСПЕКТИВА - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

ПЕРСПЕКТИВА - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

Перспектива - Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПЕРСПЕКТИВА - жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

перспектива - См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

перспектива - Перспектива, видимо, под воздействием ошибочного восприятия этого слова как якобы начинающегося с приставки пере возникло неправильное переспектива; однако повторим, для того чтобы лучше запомнить, верное: перспектива. Неправильное понимание… … Словарь ошибок русского языка

Перспектива - (фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; 2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Перспектива , А.П. Барышников. Подготовляя рукопись для четвертого издания книги Перспектива`, автор вновь пересмотрел текст и иллюстрации, чтобы устранить недочеты, отмеченные читателями третьего издания. Автор стремится…

    ПЕРСПЕКТИ́ВА , -ы, ж.

    1. Вид вдаль, открывающийся с какого-л. места, видимое глазом пространство. Шорох дождя побежал по горам, а густой туман стал заволакивать 112 перспективу. Чириков, На стоянке. Его телега расплылась мутным пятном в дальней перспективе улицы. Короленко, Смиренные. || Объемность, соотношение объемных предметов, частей предметов, представляющихся глазу. Сумерки сгущались незаметно для глаза. --- Все почернело, утратило цвета и перспективу; все предметы обратились в черные плоские силуэты. Куприн, Поединок. Воздух так прозрачен и чист, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским. Б. Полевой, Золото.

    2. Способ изображения объемных предметов на плоскости в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности от точки наблюдения. Законы перспективы. Не вообразить ли себя художником и не приняться ли, в двадцать пять лет, за рисование глаз и ушей, за изучение перспективы? Писарев, Базаров. || Воспроизведение кажущихся изменений величины, очертаний объемных предметов при живописном, графическом изображении их на плоскости. Воздушная перспектива. Неправильная перспектива. Отсутствие перспективы в картине. || Мат. Центральная проекция тела на плоскость при его изображении, применяемая начертательной геометрией. Линейная перспектива. Панорамная перспектива.

    3. перен. То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий. Перспектива отдыха. Я понял, что меня продержат здесь до открытия навигации, после чего отправят в Восточную Сибирь. Оставалось примириться с этой перспективой. Короленко, История моего современника. Все мои товарищи ясно видели перед собой перспективу: ехать в Петербург, закончить Горный институт и затем вернуться инженером в Баку. М. Павлов, Воспоминания металлурга. || Развитие, движение вперед в чем-л. Неведов давно понял, что флот империи не на высоте, --- что нет и не предвидится движения вперед и что он сам бессилен что-либо изменить. Перспектив не было. Вишневский, Война. [Лариса:] На арматурщицу учиться иду. --- Иначе пожить хочу… С перспективой! Арбузов, Иркутская история. || обычно мн. ч. (перспекти́вы , -ти́в ). Виды, планы на будущее. Перспективы дальнейшего развития. Перспективы работы. И прежде ему случалось думать о будущем и рисовать себе всякого рода перспективы, но это были всегда перспективы дарового довольства и никогда - перспективы труда. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. Перед ним развернули такие перспективы, от которых у него захватило дыхание. Чаковский, У нас уже утро.

    В перспективе - впереди, в ближайшем будущем. Закусив так, как закусывает человек, у которого в перспективе богатый званый обед, --- господин Голядкин уселся в креслах. Достоевский, Двойник.

    [Франц. perspective]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Выходные данные сборника:

ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Рудь Галина Владимировна

канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии и психотерапии Ровенского государственного гуманитарного университета, г. Ровно, Украина

Джеджера Клавдия Виталиевна

канд. пед. наук, доцет кафедры практической психологии и психотерапии Ровенского государственного гуманитарного университета, г. Ровно, Украина

Характерной особенностью современного общества является общее повышение темпов жизни, быстротечность процессов внешнего и внутреннего обновления. В таких условиях значительно возрастают требования к личности, которая, чтобы не остаться на обочине и полностью реализовать свои возможности и потенциалы, должна активно включиться в непрерывный поиск возможностей профессионального и личностного совершенствования. Неотъемлемой характеристикой такой личности является сформированная способность к построению и плодотворной реализации собственных намерений относительно организации своего будущего. Данная проблема находит свое решение в процессе исследования жизненных ожиданий как основы формирования жизненного пути личности, динамики жизненной перспективы в ранней юности. Учитывая необходимость решения данной проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровне, исследуемая тема представляется особенно актуальной.

Жизненный путь человека является периодическим процессом онтогенеза, основанный на закономерных изменениях в человеческом организме и отношениях с миром, характерных для каждого периода . Жизненный путь - это осознанное, пережитое, структурированное время жизни, которое постоянно переосмысливается. Это не только закономерное повторение тех или иных жизненных циклов, но и их органическое взаимодействие . Пространственно-временные характеристики жизненного мира личности имеют в преобразованном виде онтогенетические закономерности, половозрастные свойства, черты хронологического возраста и биологически подходящего ареала жизни .

Жизненное событие, конкретный поступок являются решающими для развертывания жизненного пути. Событие - всегда значимое для личности. Масштаб события определяется ее влиянием на основные сферы жизнедеятельности, а именно: на производительность труда, состояние здоровья, отношения в быту, семье, на работе, отношение к себе, внешние условия жизни и т. д. Одни и те же внешние события играют совершенно другую роль в жизни разных людей.

Понимания жизненных ситуаций - признак личности, которая рассматривает ситуацию и саму себя в единстве, смотрит на себя как на компонент ситуации, а на ситуацию как на образ обстоятельств своей жизни . В зависимости от поиска, ситуация открывает разнообразные свойства: несет в себе и комическое, и трагическое, и добро, и зло . Ситуация выбора является предпосылкой борьбы с имеющимися ограничениями, самореализации и творчества через поступок, является сложно структурированной, полной глубокого смысла, развернутой во времени и пространстве активностью и характеризует человека как личность.

На основании таких представлений возникает соответствующее понятие о судьбе как о внешне или самодетерминованной логике жизни . Линия жизни личности, устремленная в будущее, становится стратегией жизни, основаной на способности человека строить ее с учетом его индивидуально-психологических особенностей и возможностей, которые открывает конкретно-исторический этап развития общества. Стратегии подчинена тактика жизни - бремя требований, к которым этот выбор обязывает. Это социальная ситуация жизненного пути, которая играет немаловажную роль в формировании сценария жизни .

Реальная, конкретная личность творит свой уникальный жизненный путь через овладение обстоятельствами, контроль над собой и усилия, чтобы утвердить свою необходимость в конкретно-историческом мире. Содержательность, масштабность, историческая значимость личности зависят от степени ее собственной активности и степени креативного отношения к жизни Лишь осознавая свои временные горизонты, анализируя последствия завершенных действий, планируя следующие поступки, личность может двигаться по жизненному пути вперед .

Человек видит свои жизненные перспективы как общую направленность возможных важнейших событий. Как отмечают Т.М. Титаренко и В.Г. Панок, жизненная перспектива - это потенциальная возможность развития личности, неизбежность определенных изменений в будущей жизни. То есть, личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, которые способны изменить жизненные перспективы .

В отличие от жизненной программы, которая является всегда желанной для личности, перспектива может быть и не весьма приятной. Относительно личностных перспектив, то они не требуют волевых решений. Их реализация может происходить вообще без участия субъекта жизнетворчества. Пока личность не осознает свою жизненную перспективу, она не может понять смысл своей жизни, не способна адекватно выявить потенциальные возможности, жизненные силы.

Вместе с тем, отсутствие перспектив - это неблагоприятные условия для самовыражения. На каждом этапе жизненного пути целесообразными являются содержательные реалистичные перспективы, соответствующие предыдущему уровню достижений, особенностям возраста, потенциальным возможностям человека. Реальные перспективы нуждаются в понимании той жизненной ситуации, которая сегодня сложилась, своего места в этой ситуации.

Развитие личности сочетает в себе гармоничные и дисгармоничные фазы, кризисы различной глубины и сложности, которые порождают как положительные, так и отрицательные новообразования. Развитие является результатом целой системы изменений: прогрессивных и регрессивных, количественных и качественных, обратимых и необратимым, стабильных и неустойчивых, направленных и стохастических. Этот процесс является управляемым, целенаправленным, субъективно урегулированным. Именно поэтому все происходящие изменения могут кумулироваться, интегрироваться, выстраиваться во внутренне обусловленную линию, траекторию жизненного пути .

В контексте целей, задач исследования использовался "Футурологический опросник" (В.Г. Панок) , который является одним из эффективных средств психодиагностики жизненного прогнозирования, позволяющее раскрыть перспективы жизненного пути личности, идеалы, потребности и ожидания от будущего. То есть, полученные данные выявляют динамический компонент процесса планирования жизненного пути индивидом. Футурологическое исследование можно рассматривать как прогнозирование собственных социальных отношений. Прогнозы, как известно, предшествуют планам, программам, проектам, решением.

В результате проведенного исследования получены следующие данные относительно динамики прогнозов студентов первых курсов ВУЗов 2008 и 2012 года о собственных материальных и социальных достижениях до 40 лет жизни, (см. табл. 1).

В целом, студенты в 2008 и 2012 годах в большей степени прогнозируют наличие у себя в 40 лет (здесь и в дальнейшем в %) - собственного дома (квартиры) (87,7; 90,1), семьи (84,6; 89, 1), детей (1 ребенка) (66,2; 67,4).

Вторую позицию по выраженности занимают прогнозирования наличия - автомобиля (55,4; 56,6), крепкого здоровья (46,2; 43,4), возможности путешествий (41,5; 40,7), авторитета (36, 9; 27,8). Общим для студентов 2008 и 2012 годов является наименее выраженное прогнозирование наличия у себя в 40 лет - денег в банке (13,8; 19,1) и большой библиотеки (15,4; 5,1).

Таблица 1.

Распределение прогнозов относительно материальных и социальных достижений до 40 лет жизни (в%)

Достижения

Студенты 2008 г.

Студенты 2012 г.

Общие показатели

Общие показатели

Собственный дом (квартира)

Автомобиль

Высокая квалификация

Крепкое здоровье

Возможность путешествовать

Деньги в банке

Большая библиотека

Хорошая работа

Собственный бизнес

Уверенность в собственных силах

Также, кроме приведенных в методике "Футурологический опросник" пунктов, респонденты дополнительно прогнозируют наличие у себя до 40 лет - уверенности в собственных силах (1,5; 0), хорошей работы (3,1; 7,2), собственного бизнеса (0; 4,6).

В частности, студенты в 2008 году больше всего стремились до 40 лет иметь - собственный дом (квартиру) (87,7), семью (84,6), детей (1 ребенка) (66,2), автомобиль (55,4). Вторую позицию занимает стремление студентов иметь - крепкое здоровье (46,2), возможность путешествий (41,5), высокую квалификацию (38,5), авторитет (36,9). Минимально выражены желания до 40 лети иметь - большую библиотеку (15,4), деньги в банке (13,8).

Студенты в 2012 году стремятся до 40 лет иметь - собственный дом (квартиру) (90,1), семью (89,1) детей (1 ребенка) (67,4). На второй позиции по выраженности расположены прогнозы студентов о наличии: - автомобиля (56,6), высокой квалификации (48,5), крепкого здоровья (43,4), возможности путешествий (40,7), авторитета (35,8) . Минимально у респондентов выражены прогнозирования наличия - денег в банке (19,1), большой библиотеки (5,1).

Что касается динамики выраженности указанных прогнозов респондентов относительно собственных материальных и социальных достижений до 40 лет жизни - получены следующие результаты.

В общем, студенты в 2012 году, по сравнению со студентами 2008 года в большей степени стремятся до 40 лет иметь - собственный дом (87,7; 90,1), семью (84,6; 89,1), детей (1 ребенка) (66,2; 67,4), автомобиль (55,4; 56,6), деньги в банке деньги в банке (13,8; 19,1). Вместе с тем, выявлена тенденция относительно уменьшения желания студентов иметь авторитет (36,9; 27,8), высокую квалификацию (48,5; 25,6), возможность путешествий (41,5; 40,7), большую библиотеку (15 ,4; 5,1).

Итак, с одной стороны, можно предположить наличие у студентов духовной личностной направленности, т.е. формирование у них ценностей, связанных с удовлетворением высоких потребностей в самореализации, самоутверждении, самодостаточности (авторитет, высокая квалификация, возможность путешествий). Это свидетельствует о становлении в них задатков социальной зрелости, смелости, которое детерминируется общим целостным видением собственной жизни, реалистичным осмыслением собственных стремлений, желаний, устремлений. Однако современное общество переживает глубокие трансформационные процессы не только и не столько на уровне экономики, а, в первую очередь - на уровне общественного сознания. Глубокие и неоднозначные изменения происходят в сфере индивидуальных ценностей, идеалов, отношений, что и стало, на наш взгляд одними из основных социальных факторов, обусловливающих вышеупомянутое.

У студентов мужского пола в 2012 году по сравнению со студентами, опрошенными в 2008, увеличивается выраженность намерений до 40 лет иметь - семью (88,1 и 88,5), детей (54,8 и 56,1), крепкое здоровье я (45,2 и 45,6), деньги в банке (14,3 и 15,1), что, по нашему мнению, отражает "зрелую", реалистическую позицию относительно собственных перспектив. Вместе с тем, у студентов мужского пола в 1212 году по сравнению с 2008 годом уменьшается выраженность стремлений до 40 лет жизни иметь - авторитет (42,9 и 31,6), высокую квалификацию (28,6 и 26,7).

Относительно неизменными остаются желание иметь - собственный дом (квартиру) (88,1 и 87,5), автомобиль (59,5 и 58,3).

В свою очередь у студенток в 2012 году, по сравнению со студентками в 2008 году по результатам исследования возрастает желание до 40 лет иметь - автомобиль (47,8 и 61,9), семью (78,3 и 85,2), высокую квалификацию (26,5 и 49,5) деньги в банке (13,0 и 19,0).

Данное выявление отражает, вероятно, рост у студенток, в отличие от студентов-юношей, тенденции реалистично- практического самоопределения. Это подтверждает и тот факт, что у студенток несколько увеличивается выраженность стремления к 40 годам иметь авторитет (26,1 и 31,4). Вместе с тем, постоянной и достаточно высоким остается желание иметь - детей (1 ребенка) (86,9 и 88,5), собственный дом (квартиру) (86,9 и 89,4).

Что же касается распределения жизненных планов студентов в 2008 и 2012 годах относительно будущего местожительства, то у них, в общем, преобладают планы остаться дома (53,8; 45,8), (см рис. 2). Вторую позицию по выраженности занимают планы в перспективе уехать в другую область (6,2; 12,6), а также уехать за границу (23,1; 31,2). Минимально выражены планы респондентов уехать в другие города (18,5; 11).

Что касается динамики жизненных планов относительно будущего местонахождения при сравнении ответов студентов в 2008 и 2012 годах получены следующие результаты. В частности, в 2012 году по сравнению с 2008 у студентов обнаружена тенденция увеличения выраженности планов выезда за границу (23,1 и 31,2) и в другую область (6,2 и 12,6). Кроме того, личностные характеристики, а также развитие у студентов чувства реальности при восприятии жизни вызывают у них тенденцию к уменьшению планов остаться дома (53,8 и 45,8), что, по нашему мнению, в контексте целостного, симультанного осмысления собственного жизненного пути обусловлено формированием и развитием таких личностных характеристик как целеустремленность, социальная гибкость, самостоятельность.

У студентов мужского пола в 2012 году, по сравнению с результатами 2008 увеличивается желание уехать в другую область (4,8 и 11,7). Кроме того, уменьшается выраженность планов уехать за границу (28,6 и 29,8). Заметно снижается выраженность планов остаться дома (54,8 и 46,0).

У студенток в 2012 году по сравнению с 2008 годом доминируют планы уехать за границу (13,0 и 27,5).Также уменьшается выраженность планов остаться дома (52,2 и 48,2), уехать в другие города (26,1 и 11,2).

Полученные результаты свидетельствуют, по нашему предположению, о формировании и развитии у студентов чувства реальности, адекватности, объективности, в частности, относительно собственных тактических и стратегических жизненных перспектив. Это отражается в адекватном, реальном осмыслении студентами собственных обстоятельств, возможностей (уеду в другую область, уеду в другие города). Вместе с тем, у студенток преобладает более иллюзорное, необъективное прогнозирования будущего, что обусловлено в большей степени не реальным опытом, а фантазиями, мечтами, надеждами (уеду за границу).

Таким образом, жизненное самоопределение у студентов как правило происходит в условиях процесса социализации, постепенной реализации жизненных ожиданий, приобретения социального опыта общения и самостоятельного принятия определяющих решений.

Вместе с тем, процесс реализации жизненных ожиданий у студентов часто определяется развитием целостного, объективного восприятия и осмысления собственной жизни, усилением стремления к реализации жизненных замыслов; углублением и укреплением чувства собственной значимости, уверенности в собственные силы, повышением самоуважения, самооценки; ростом социальной решимости, самостоятельности, целеустремленности; развитием чувства реальности, коммуникабельности, появлением поведенческой стратегии сотрудничества, видением собственного жизненного пути; развитием способности использования негативного опыта.

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психол. журн., 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 38-47.
  2. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 988 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развтия человека. Учебное пособие. М.: ТЦ “Сфера”, при участии “Юрайт-М”, 2001. - 464 с.
  4. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии, 2001. - № 1. - С. 57-65.
  5. Панок В.Г., Привалов Ю.А. Социальная активность личности старшеклассника /Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины, Центр социальных экспертиз и прогнозов Института социологии НАН Украины- К., 1999. - 131 с.
  6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. - К.: Вища школа, 1997. - 87 с.
  7. Рыбников Н.А. Автобиографии как психологические документы. - Психология, 1930. - вып. 4. - С. 440-458.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб: Питер, 2002.-720 с.
  9. Цуканов Б.И. Время в психике человека. - Одесса: Астропринт, 2000. - 220 с.

Проблема "жизненной перспективы" стала предметом изучения в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности. Исследование этой проблемы дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективной картине жизненного пути личности, как оно влияет на поведение личности.

Принято считать, что разработка проблематики жизненного пути личности, в частности, в отечественной психологии активно начинается с 80-х годов ХХ-го столетия. Основой для широкого исследования данной проблемной области послужили ранние работы С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. С.Л. Рубинштейн - один из тех отечественных психологов, кто целенаправленно занимался проблемой жизненного пути личности. Он утверждал, что жизненный путь - не есть простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве. Это - социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него. Автор подчеркивает целостность и непрерывность жизненного пути человека, преемственность всех его этапов (28, с.483).

Б.Г. Ананьев в качестве основы для рассмотрения жизненного пути человека предложил анализ его биографии. Единицей анализа жизненного пути для автора стал возраст. Он выделил этапы в жизни человека и использовал их для характеристики каждого возраста (6, с.215).

Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева и развивая их, К.А. Абульханова-Славская, разрабатывает одну из концепций понимания жизненного пути личности. Исследуя вопрос роли времени в жизни человека, в первую очередь автор говорит об организации времени субъектом, ее критериях, механизмах, средствах осуществления. То есть, "...личность включается в совокупность причин и следствий своей жизни не только как зависимая от внешних обстоятельств, но и как активно их преобразующая, более того, как формирующая в определенных условиях позицию и линию своей жизни. ...В качестве субъекта жизни она выступает как организатор, в чем и проявляется, прежде всего, индивидуальный характер жизни" (3, с.102). И далее, "способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество субъекта жизни" (3, с.129). Так, "жизненный путь представляет собой не только раз и навсегда зафиксированную позицию, но и определенную жизненную линию, то есть реализацию своей жизни во времени, ее постепенное развертывание, расширение и укрепление" (1, с.210).

В контексте осмысления проблемы жизненного пути личности, К.А. Абульханова-Славская также обращается к вопросу отношения структурного и динамического подходов к анализу жизни личности. Структурный подход предлагает следующие единицы жизненного пути: события, занятия, сферы жизни. Динамический подход делает акцент на изучении временных параметров: динамики жизненного пути, личностных механизмах, способах жизнедеятельности. Автор указывает на полезность их соединения в изучении жизненного пути личности (2, с.87). Таким образом, важно исследовать не только жизненные события, но и то, как они реализуются в жизненной динамике, как они становятся движущей силой развития личности и тем самым открывают дальнейшую жизненную перспективу.

Особое значение при разработке психологии жизненного пути приобретает феномен "жизненных перспектив личности". Большой вклад в исследование данной научной области внесли Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин, Л. Франкл и другие ученые, в работах которых раскрываются закономерности восприятия будущего, предвидения предстоящих событий, выдвижения целей и выбора путей их достижения, детерминирующее влияние жизненных планов на организацию деятельности и поведение человека в настоящем. Анализ идей указанных авторов позволяет говорить о том, что сложилась определенная научная парадигма в понимании жизненной перспективы.

Перспектива (лат. perspectus - ясно увиденный) - это виды, планы на будущее. Под перспективой жизни понимается система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной (10, с 26).

Жизненная перспектива - целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни (2, с.132).

Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Для того чтобы активизировать потребность в проектировании жизненной перспективы, необходимо постоянно выявлять то, как намерения, притязания, склад личности выражаются в жизненных проявлениях личности и какие последствия те или иные способы жизни имеют для внутреннего мира и личностного склада, как изменяют ее мотивы, характер, как развивают способности. Иными словами, необходимо знать, насколько жизненная практика личности (а не отдельные ее поступки) соответствует ее намерениям, замыслам, ценностным ориентациям. Степень совпадения или расхождения жизненной практики и ценностей своего "Я", способностей, устремлений человека может служить показателем цельности или разобщенности, противоречивости личностных структур, перспективности или регрессивности их развития.

С точки зрения К. Левина жизненная перспектива является своеобразной самопроекцией человека в будущее и отражает всю систему его мотивов и одновременно как бы выходит за пределы наличной мотивационной иерархии (18, с.246). Следуя сложившейся научной традиции понимания жизненной перспективы, различные авторы предлагают новые аспекты ее рассмотрения. Так, Ж. Нюттен говорит о временной перспективе как "иерархии целей личности". По словам автора, временная перспектива состоит в основном в восприятии в некоторый данный момент (временное "здесь") событий, которые объективно презентированы только как последовательность с определенными интервалами между ними. При этом временная перспектива в отличие от пространственной не существует в пространстве восприятия, а может быть репрезентирована только "ментально" в сознании человека. "Виртуальное" присутствие во внутреннем плане разноудаленных во времени объектов-целей (или "мотивационных объектов") создает временную перспективу. Временная перспектива в понимании Ж. Нюттена выступает как функция составляющих ее мотивационных объектов, которые определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.п. (7, с.87) Своеобразная точка зрения о будущей временной перспективе принадлежит Т. Коттле. Он понимает ее как способность личности действовать в настоящем, в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий (16, с.91).

В отечественной психологии разработка проблемы жизненной перспективы происходила преимущественно в русле идей С.Л. Рубинштейна и осуществлялась под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Так, она предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных явления.

Психологическая перспектива предполагает сознательное мысленное предвидение будущего, его прогнозирование. Эта способность зависит от типов личности. У одних представления о будущем связаны с профессиональным выбором, у других с личностными притязаниями и со своими будущими достижениями, у третьих - с личными устремлениями и потребностями (дружба, любовь, семья). Эти различия обусловлены ценностными ориентациями, предпочитаемыми сферами жизни.

Личностная перспектива - это готовность к будущему в настоящем, установка на трудности в будущем, его неопределенности. Личностная перспектива является показателем зрелости личности, потенциала ее развития, сформировавшейся способности к организации времени.

Жизненная перспектива - более емкое и глубокое понятие, включающее совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения (2, с.169).

Т.С. Шляхтин рассматривает личностную перспективу как одну из существенных составляющих организации деятельности человека во времени, как сложное системное образование, обладающее следующими характеристиками: иерархичностью, которая включает в себя интегральные жизненные цели личности, промежуточные цели-средства как узловые моменты в планировании личностью своей деятельности, цели-задачи как компонент программ реализации конкретных действий; многомерностью - наличием в целях эмоциональных, когнитивных, регулятивных и других компонентов (23, с.56). Как и другие личностные образования, жизненная перспектива имеет свою динамику. Е.И. Головаха определяет временную перспективу как целостную картину будущего в сложной и противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни (19, с.364).

Многие авторы рассматривают жизненную перспективу с позиций планирования будущего. Так, В.К. Вилюнас отмечает, что "…деятельность человека по планированию своей жизни можно изобразить как просматривание время от времени различных как более, так и менее отдаленных зон жизненной перспективы и многократное решение в разных масштабах одной и той же задачи - каким образом при минимальных усилиях максимально продвинуться в удовлетворении своих потребностей" (28, с.543).

Что же представляет собой жизненный план личности? В психологической литературе существует ряд мнений на этот счет. С.Л. Рубинштейн отмечает, что жизненный план является отражением прошлого, настоящего и будущего в жизнедеятельности личности, в их диалектическом единстве и преемственности (28, с.601). Л. Сохань и П. Кириллова считают, что жизненный план - это система решений, психологических установок личности, отражающая ее потребности, уровень духовного развития и нравственной зрелости и направленная на изменение самого субъекта, на изменение и сохранение его материального и общественного положения при данных или предполагаемых обстоятельствах (31, с.240).

С позиций И.С. Кона, "жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций". С другой стороны, "когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности" (17, с.187).

Продолжая развивать идеи планирования личностного времени человека, В.Ф. Серенкова в своих работах уделяет внимание изучению "единства временных, ценностных и действенных аспектов планирования". В связи с этим она рассматривает планирование как структурирование будущего и установление его целевой, смысловой, временной связи с настоящим. Автор подчеркивает, что жизненный план является непрерывным процессом целеполагания, выдвижения новых этапных целей и средств их реализации. План обычно представлен в сознании как программа действий на будущее. Так как он часто связан с изменениями в настоящем, человек смотрит на себя после решения определенных задач, представляя себя изменившимся в будущем, поэтому жизненные планы иногда содержат момент неопределенности, долю фантазии и мечты (10, с.81).

П. Герстман отстаивает теоретический взгляд на жизненный план как систему целей, к которым личность стремится в своей деятельности, и общие способы их реализации. Он выделяет две разные категории целей: идеальные жизненные цели (ценности) и конкретные цели. Им выделено четыре типа формулирования жизненных планов: с использованием исключительно идеальных жизненных целей, исключительно конкретных, а также с преобладанием тех или других (10, с.78). С позиций А.Г. Шмелева жизненное планирование предполагает выдвижение целей, выработку возможных путей их достижения и осмысление мотивов по реализации поставленных целей (4, с.98).

Представленные взгляды авторов на планирование жизненной перспективы объединяет постановка акцента на следующих компонентах планирования личного жизненного пути. Во-первых, перспектива понимается как постановка целей, "как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций". Во-вторых, определение способов достижения целей, путей, которыми "человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся". В-третьих, осознание ценности и смысла реализации жизненных планов.

Под планированием жизненной перспективы мы подразумевали составление плана, позволяющего наметить будущие цели и пути их достижения. Ранее была рассмотрена структура целевого плана, предложенная А.Г. Шмелевым. Автор выделяет три составляющих: средства, цели, мотивы. Они, в свою очередь представляют собой ближний, средний и дальний слои хронологически разнесенных объектов во временной перспективе. "Средство" описывается как "промежуточная цель, без которой невозможно добиться поставленной цели". "Цель" - "то, чего необходимо добиться в данный момент". "Мотив" - "та стратегическая цель, ради которой реализуются поставленные цели". В связи с этим структура целевого планирования жизненной перспективы складывается из следующих составляющих: планирование ближней жизненной перспективы, планирование средней жизненной перспективы, планирование дальней жизненной перспективы. При этом планирование ближней жизненной перспективы включает планирование средств (способов, путей) достижения целей (с помощью чего можно достичь данную цель?). В планирование средней жизненной перспективы входит постановка жизненных целей (что нужно сделать, чего достичь?). Планирование дальней жизненной перспективы включает анализ потребностей и мотивов (ради чего достигается поставленная цель?) (4, с.154).

Жизненная перспектива открывается тому, кто сам в настоящем создал систему определенных жизненных отношений, систему опор, которые обладают всевозрастающей ценностью. Совокупность этих отношений и есть жизненная позиция, которая целостным образом и определяет будущее личности. Достижение жизненных рубежей способствует и достижению жизненных целей, в известном смысле гарантирует будущее.

В формировании жизненной перспективы большое значение играет активность личности во всех проявлениях жизни. Активность выступает как потребность в деятельности и определяет цели, направление, мотивы, а также является источником пробуждения в человеке его "дремлющих потенциалов". Важную роль играет активность в моделировании себя и своей жизни. Необходимыми компонентами активности можно назвать инициативу, ответственность и самостоятельность. Инициатива представляет собой свободную активность субъекта, которая реализуется в интеллектуальной или практической сферах. Человек, не имеющий инициативы, не может быть активным. Инициативный человек предполагает постоянную активность мысли, выражающуюся в различных целях, планах. Активность и инициатива взаимосвязаны между собой. Инициатива -- это творческое начало в личности.

Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни. Для этого ему необходимо на основе адекватной самооценки, анализа потенциальных возможностей проектировать жизненную стратегию. Результатом такого планирования должно стать четкое осознание и постановка близких и дальних целей. Их обозначение позволяет личности выстраивать перспективу жизненного пути. Проблема жизненного пути, а, следовательно, и жизненной перспективы личности может стоять только так: от стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он будет определять сам. Но суть этого определения в выборе условий, направления жизни, в выборе того образования, той профессии, которые максимально отвечали бы особенностям его личности, его желаниям, его ценностям, его способностям, в построении соответствующей перспективы жизни (20, с.45).

Одними психологами жизненные перспективы изучались с точки зрения сложности-простоты, отдаленности-близости, другими - исходя из соотношения прошлого, настоящего и будущего, третьими - из их ценностного содержания. Интегральной является классификация, в которой жизненные перспективы делятся на психологические, личностные и собственно жизненные.

Существует подход Т.Н. Березиной к изучению жизненных перспектив, который базируется, прежде всего, на типологическом принципе. В нем предполагается, что не все типы личностей располагают развитой интеллектуальной способностью предвидения, прогнозирования будущего. Ею была выявлена и доказана эмпирически гипотеза о существовании трех типов жизненных перспектив (или трех типов личностей с выраженными особенностями их жизненных перспектив) (1, с.199).

1. Когнитивная перспектива, когда личность способна сознательно и достаточно детально строить жизненные планы, структурировать будущее, видеть свои перспективы и себя в будущем.

2. Личностно-мотивационная - когда отсутствует когнитивный план или даже сколько-нибудь четкие представления о будущем, однако мотивация достижения создает могучую направленность личности в будущее и определенную гарантию его реализации. Она представляет собой целостную готовность к трудностям, даже к неопределенности, что расходится с собственно когнитивным планом.

3. Жизненная перспектива создается предшествующей жизнью, когда уже достигнутая личностная жизненная позиция дает личности потенциал, приоритеты, которые гарантируют успешное будущее. Последняя перспектива может быть объяснена в категориях "уровня", достигнутого к настоящему моменту, который тем самым обеспечивает успешность в будущем. Жизненная перспектива, по-видимому, это реальный жизненный потенциал личности, заложенный ее прошлым опытом, уровнем ее развития, ее наличными способностями, что и составляет реальную движущую силу, гарантируя успешность ее будущего. Жизненная позиция может быть тупиковой, закрыть личности возможность ее движения в будущее (даже при наличии когнитивной перспективы и мотивационной готовности). В иных случаях она открывает новый уровень возможностей, которые личности остается только реализовывать, воплотить в формах жизни. Под жизненной позицией и ее уровнем подразумевается полученное человеком образование, уровень профессионализма, социальное положение и ряд других приоритетных социальных позиций, а также его личностные достижения, прежде всего личностную зрелость, богатство освоенных жизненных отношений (1, с.235).

Детерминация этих типов позволила разрешить вышеуказанное противоречие: мотивация достижения (и мотивация как таковая) не является единственной детерминантой активности личности, побудителем ее движения в будущее, временная проекция личности может строиться преимущественно не только на мотивации, но и на других механизмах. Позднее другими эмпирическими методами Т. Н. Березиной была еще раз подтверждена правомерность этих трех типов жизненных перспектив.

Продолжая исследование жизненных перспектив в условиях произошедших резких социальных изменений, т.е. в контексте психосоциального подхода, А. Н. Славская получила следующие данные. Сравнение разных возрастных групп (75 человек - дети в возрасте 10-13 лет, 78 - студенты, 76 - профессионалы в возрасте 30-45 лет и 80 - пенсионеры) показало, что у 80% детей и 65% пенсионеров жизненная перспектива блокирована, представления о будущем неопределенны. У 75% студентов жизненные перспективы когнитивно структурированы, определенны, как и у 52% профессионалов. В связи с этим можно сделать вывод, что жизненная перспектива это динамическая характеристика, непосредственно связанная с возрастными особенностями личности (3, с.115).

В итоге теоретического изучения проблемы жизненных перспектив мы можем утверждать, что жизненная перспектива - это целостная картина будущего, находящаяся во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит социальная ценность и смысл жизни личности. Сама проблема жизненных перспектив заключается в том, что от стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он будет определять сам. Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Жизненные перспективы тесно связаны с планированием личностного времени. Так, личность строит ближние, средние и дальние жизненные планы. Наряду с этим важность исследования планирования личностного времени обусловлена и той возможностью, которую оно представляет для изучения личности в ее стремлении к саморазвитию, к движению, возможностью увидеть человека в будущем, близком или отдаленном, в его собственной оценке своего потенциала, оно открывает человека таким, каким он сам хочет себя видеть в будущем. А это, безусловно, важно - особенно в педагогической практике, - суметь увидеть человека не только таковым, какой он есть сегодня, но и рассмотреть то, что еще в нем не раскрылось. Ведь не случайно одним из требований к психотерапевтической процедуре, сформулированным в гуманистической психологии, является то, что клиент должен чувствовать, что его принимают и поддерживают не только таким, каков он есть в настоящий момент, но и в его будущих возможностях. Только в этом случае он становится способным утвердить себя как независимая личность и стать архитектором своего будущего.

Цель : запустить процесс проектирования молодыми людьми собственной жизни, создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего.

Задачи:

  • способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;
  • подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;
  • способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

Целевая группа: группа учащихся старших классов общеобразовательного учреждения, либо учреждения профессионального образования в количестве 20 человек. Возраст участников: 15-18 лет.

Условия для группы: отдельное помещение, наличие мест (стульев) по количеству участников.

Условия для тренера: работа осуществляется по соглашению с учреждением профессионального образования и осуществляется на основании заказа в рамках своей профессиональной деятельности.

Инструментарий: наличие флипчарта /доски, блокнота/ватманов (3-х), мела / 1 пачки маркеров и 2-х пачек фломастеров/ ручек по количеству участников; стульев по количеству участников; текстов притч и применяемой методики, бланков к заданиям; музыкального сопровождения: магнитофона, кассеты/диска, текста релаксационного упражнения, бумаги формата А-4 четырёх цветов, фото знаменитых и успешных людей, магнитов, бумажного скотча.

К техническому заданию, сценарному плану проведения тренинга предлагаются приложения + фото проведенного мероприятия.

Время / сроки: разовый тренинг. Время проведения – 2 ч. 50 мин.

Ожидаемый результат:

  • способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни;
  • осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью, способной ставить жизненные цели, не бояться их изменять, не боятся ошибок и испытаний, уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.

Перспективы: проведение тренингов: «Правила, которым тысячи лет…Этикет», «Выиграть может каждый или как разрешить конфликт», «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нём всю свою оставшуюся жизнь… », «Урок Здоровья. Здоровый дух в здоровом теле»; подготовка молодёжных групп к участию в Фестивале молодёжных идей «Здоровый город» и др.

План занятия

Сессия

Задача

Пункт плана /Метод

Ведущий

Инструментарий

5 мин. Знакомство участников группы с тренером, налаживание положительного эмоционального фона в группе, определение ключевых жизненных приоритетов. I. Организационный момент. Погружение в тему. Упражнение «Что движет человеком в жизни…или в чем ее смысл? Визуализация, вывод по итогам упражнения. Доска/флипчарт, блокнот, мел/маркер.
5 мин. Найти слова – ассоциации, определяющие успешность человека. II. Упражнение «Ассоциации к слову «УСПЕХ». Обсуждение, визуализация Доска/флипчарт -1, блокнот, мел/маркеры 2-х цветов.
15 мин. Посредством показа фото знаменитых людей определить составляющие успеха. III. Работа с группой «Качества успешного человека». Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых и успешных людей). Вывод по итогам упражнения, определение «Формулы успеха». Анализ и обсуждение. Доска/флипчарт -1, блокнот, маркеры 2-х цветов/мел, фото знаменитых и успешных людей, магниты, бумажный скотч, ножницы.
7 мин. Дать определение понятию «жизненный успех» IV. Мозговой штурм «Можно ли прогнозировать жизненный успех? Информационная интервенция тренера с наглядной визуализацией, дискуссия «5 сфер, ведущих к достижению успеха: познание себя, умение общаться, приспособляемость, стрессоустойчивость, оптимизм». Доска/флипчарт, мел/ маркер.
10 мин. Конструирование образа человека, определение и оценка его качеств личности. V. Упражнение «Веер». Моделирование образа. Групповая работа. Индивидуальный анализ по итогам выполнения задания. Обобщающий анализ упражнения. Бумага формата А-4 цветная, фломастеры по количеству участников.
20 мин. Повысить самооценку человека, показать уникальность человека, найти положительные черты его личности. VI. Упражнение «Золотой стул». Мозговой штурм, публичные комплименты в адрес сидящего на «троне» человека. Информационная интервенция «Характеристика уверенного и неуверенного в себе человека». Стул («трон»), стулья по количеству участников.
10 мин. Показать, что варианты достижения одной цели могут быть разнообразны, цель – одна и достижима. VII. Упражнение – энергизатор для группы «Достижение цели».
15 мин.

Кофе – пауза

10 мин. Создать предпосылки для проектирования собственной жизни посредством видения опыта прошлого и перспектив будущего. VIII. Методика «Мой жизненный путь». Методика, листы формата А-4 по количеству участников, ручки.
Текст методики прилагается (приложение 1 ).
10 мин.

Обобщить информационно – практический материал. Способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути с учетом жизненных планов и ценностей.

IX. Проблемный вопрос «Что важнее – прошлое, настоящее или будущее?!». Индивидуальная работа с раздаточным материалом «Что необходимо человеку для осуществления планов». Обсуждение, анализ тренера. Притча о споре трех мудрецов «Что важнее…прошлое, настоящее или будущее?!». Текст притчи прилагается (приложение 2 ). Раздаточный материал – бланки и ручки по количеству участников.
Бланк прилагается (приложение 4 ).
5 мин. Акцентировать внимание на важности внутренних установок человека, его восприятия жизни. X. Чтение метафор. Притча «Преобладающее настроение. Пессимист, скептик, оптимист», «Притча о строителях». Текст притч прилагается (приложение 3 )
20 мин Способствовать формированию навыков самопрезентации. XI. Ролевая игра «Собеседование». Работа в малой группе, визуализация, метод проблематизации. Обсуждение, обобщение материала. Бланк «Анкета кандидата на должность» по количеству участников прилагается (приложение 5 ).
10 мин. Познакомить с правилами делового этикета и правилами поведения в обществе, в частности на собеседовании. XII. Информационная интервенция.Мозговой штурм «Навыки самопрезентации.Правила делового этикета. Правила поведения на собеседовании».Визуализация и обсуждение. Работа в парах. Упражнение – активатор «Личное пространство».

Доска/ флипчарт, мел/ маркеры 2-х цветов. Правила делового этикета и правила поведения на собеседовании прилагаются (приложение 6 )

8 мин.

Помочь разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется ваша мечта.
Подвести итог работы.

XIII. Релаксационное упражнение на завершение занятия «Машина времени». Обобщающая беседа по итогам тематики мероприятия. Рефлексия. Ритуал прощания

Музыкальное сопровождение: магнитофон, кассета. Текст упражнения прилагается (приложение 7 ). Раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8 ).

2 ч. 50 мин.

Ход занятия

Уважаемая аудитория, тема нашей встречи сегодня«Мой жизненный путь. Перспектива успеха».

У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной, никчемной и бессмысленной.

Вопрос. Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл?

  • Желание создать семью.
  • Желание получить образование.
  • Желание быть полезным в обществе и своем окружении.
  • Желание разбогатеть.
  • Желание самоутвердиться в жизни.

Записываются определения на ватмане/доске. Всё, что вы сейчас перечислили – это не что иное, как наши с вами жизненные ценности и ориентиры. Или другими словами – те факторы защиты, благодаря которым человек должен жить счастливой и радостной жизнью, не ища выхода в решении своих проблем, например, с помощью алкоголя или наркотиков (не прибегая к помощи ПАВ).

Вопрос. Поднимите руку, кто хочет быть успешным в жизни человеком?

Конечно, все. Только понятие слова «УСПЕХ» для всех нас может быть разным.

Ответьте, пожалуйста, так что же такое - «УСПЕХ»?

  • Это состоявшаяся карьера.
  • Материальное благополучие и благосостояние.
  • Хорошая и крепкая семья.
  • Верные друзья.
  • Успех у противоположного пола, любовь.

Ответы записываются на ватмане напротив ответов о смысле жизни.

Получается, что мы, так или иначе, возвращаемся к жизненным ценностям, к тому, что для нас ценно и важно в жизни.

Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!

На доске вывешиваются фото знаменитых людей: В.Путина, Д.Медведева, В.Зайцева, Валерии, Ж.Фриске, И.Кобзона, Л.Бокерии, семейную пару фигуристов: Жулина и Навки.

Вопрос. Можно ли этих людей назвать успешными? Какие качества их объединяют? (ответы аудитории)

На ватмане/доске выписываются качества успешных людей:

  • Трудолюбие
  • Способности
  • Талант
  • Целеустремленность
  • Знание себя, своих возможностей и способностей
  • Уверенность в себе
  • Умение общаться
  • Креативность
  • Индивидуальность

Именно эти качества и обеспечили этим людям успех. Можно сказать, что сейчас мы с вами вывели определенную формулу успеха.

Вопрос . Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не совсем богаты - не успешны? (ответы ребят).

Конечно, нет, если человек живет в гармонии с собой и окружающими. Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого в жизни свои приоритеты и ценности.

IV.Можно ли вообще прогнозировать жизненный успех???

Что делает одного человека великим и выдающимся, а другого – средним и незаметным, волновал людей давно. Одни считали, что для успешной реализации личности в жизни требуется высокий интеллект , другие - наличие креативности .

Третьи утверждали, что для выдающихся достижений в первую очередь нужны и важны глубокие и разносторонние знания .

Все эти утверждения можно признать верными частично.

Психологические исследования 20 и 21 века убедительно свидетельствуют о том, что успех в жизни в большей степени зависит совсем от других психологических характеристик:

  • наличие эмоциональной сферы, способностей к эффективному межличностному общению и взаимодействию, умение регулировать свое эмоциональное состояние и управлять своим мышлением и поведением, обладание устойчивости к стрессам и разочарованиям…т.д.

Американский ученый (психолог) Дэниел Големан выделил понятие «эмоциональный интеллект» и предложил его рассматривать как важный компонент лидерских способностей и основу для жизненного успеха.

Ученый определил 5 сфер , которые ведут к достижению успеха:

  • познание себя: познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);
  • умение общаться: навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);
  • приспособляемость: способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);
  • стрессоустойчивость: управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);
  • оптимизм: преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Вопрос. Что же нужно делать нам с вами, чтобы развивать в себе эти жизненно - важные навыки и качества личности, без которых успеха нам не добиться?!

Для начала – важно их хотя бы осознавать и уметь анализировать свои собственные качества личности.

Сейчас вам предлагается выполнить групповое упражнение «Веер».

Ход: листы формата А-4 раздаются всем участникам упражнения, которые подписывают свой лист и делят его на 2 столбца: в 1-ом будут записываться положительные качества личности человека («+»), во-2-ом – качества, над которыми надо работать («-»). Листы передаются по кругу, упражнение заканчивается, когда листы возвращаются к своему адресату.

2-й вариант упражнения (для группы, не достаточно хорошо знающей друг друга): индивидуальная работа «Мои качества личности», позволяющая задуматься над своими качествами личности, подумать над тем, какие качества необходимо в себе развивать, а над какими работать.

Бланк ко 2-му варианту упражнения .

Анализ упражнения : Это упражнение можно отнести к сфере познание себя.

Для чего мы пытаемся познать самих себя, изучить свое «Я» - для того, чтобы можно было сделать какие – либо выводы и иметь возможность измениться самому и изменить свою жизнь к лучшему.

Вывод: в построении жизненного пути многое зависит от способности познавать себя, от способности анализировать свои ошибки, многое зависит от внутренних установок человека, его восприятия жизни и уровня самооценки.

VI.Упражнение «Золотой стул».

Ход: по желанию один из подростков садиться в центр круга. Участники говорят ему то, что каждому из них в нем нравится.

Обсуждение: вопрос к участнику: что знал о себе, что для него было новым, как себя чувствует после упражнения.

Вывод: свои недостатки и недостатки знакомых мы знаем хорошо, а обратить внимание на свои и чужие достоинства личности не всегда готовы.

Важна также уверенность в себе и своих силах.

«Характеристика уверенного и неуверенного человека»

Вопрос. Вы видите разницу в уверенном человеке и неуверенном? Как вы думаете, у кого больше шансов самореализоваться в жизни, добиться успехов и признания? (Ответы аудитории)

Но что же делать неуверенному в себе человеку? Надо работать над собой, помнить, что каждый человек уникален, искать и развивать свои способности и не пасовать пред трудностями, не боятся ошибок. Очень важно понять, что ошибки и трудности неизбежны на любом пути. Они сопровождают человека всю его жизнь, и успех зависит от того, как научился человек с ними справляться.

Многие люди в страхе перед трудностями пасуют и предпочитают ничего не делать, лишь бы не потерпеть неудачу! Сколько идей и замыслов остаются нереализованными.

Не пасуйте перед трудностями. Действуйте! Ошибайтесь, но смело идите к цели! Помните, что активное действие – это главное, что отличает неудачника от победителя. Будьте победителями и хозяевами своей жизни!

VII.Упражнение – активатор «Достижение цели».

Ход: группа выстраивается в шеренгу.

Задание: есть цель – добраться до определенной линии, черты или стены каждому участнику способом, не похожим на другие (ползком, бегом, пропрыгать на одной ноге и т.д.).

15 мин. Перерыв.

VIII. Методика «Мой жизненный путь» (приложение 1).

IX. Притча о споре трёх мудрецов о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее (приложение 2 , приложение 4).

Вопрос. Что важнее: прошлое, настоящее или будущее? (Ответы ребят).

Понятия: прошлое, настоящее и будущее – вся ваша жизнь.

Вопрос: Точка зрения какого мудреца вам ближе? (Ответы и рассуждения аудитории).

Вывод: Важно все: уметь анализировать опыт прошлого, видеть перспективы будущего, «здесь и сейчас» уметь ставить перед собой цели, видеть возможности что-либо изменить в своей жизни в лучшую сторону.

X. Притча оважности внутренних установок человека, его восприятия жизни (приложение 3).

Важно также, какое у человека преобладающее настроение.

Понятия: пессимист, скептик, оптимист.

А поскольку мы все живем в обществе, нам важно научиться конструктивно общаться с людьми. А для этого мы поиграем.

XI. Ролевая игра «Собеседование». Анкета кандидата на должность (приложение 5).

Среди участников выбирается руководитель и три соискателя на место топ-менеджера.

Соискателям дается задание:

«В компанию требуется топ-менеджер. У вас бедственное положение. Вам во что бы то ни стало необходимо устроиться на работу, и именно в эту компанию. Компания очень известная, с хорошей репутацией, с социальным пакетом, высокой зарплатой, возможностью карьерного роста, перспективой и пр. вам необходимо заинтересовать своей персоной руководителя»

Руководителю дается задание разработать список вопросов (может быть предложен бланк анкеты кандидата на должность) и название компании. Ведущий предлагает руководителю типаж, которому должно соответствовать его поведение (можно выбрать трех руководителей, а класс - комиссия):

Безучастный – инициатива полностью исходит от клиента.
Активный – переубедить соискателя и устроить его на другую должность.
Ситуативный – вести себя в соответствии с ситуацией (заинтересован принять на работу ценного специалиста).

На проигрывание ситуаций каждому соискателю дается 2 минуты. Каждый соискатель проходит собеседование у руководителя (либо 3-х). После того, как соискатель прошел собеседование у руководителя (лей), он переходит в группу наблюдателей. Руководитель (ли) вместе с комиссией (классом) определяют того соискателя, с которым они хотели бы сотрудничать.

XII. Выводы по итогам игры. Знакомство с навыками самопрезентации.

Чтобы понравится другим,
Нужно говорить
С ними о том, что их занимает,
Уклоняться от споров
О предметах маловажных,
Редко задавать вопросы
И ни в коем случае
Не дать им заподозрить,
Что можно быть умней, чем они.

Ф.Ларошфуко

Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле 30 секунд», за которое формируется отношение к человеку. Но как сохранить хорошее впечатление о себе, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Навыки самопрезентации могут помочь получить хорошую работу. Но для того, чтобы на ней закрепиться, их недостаточно.

С помощью невербальных средств общения – мимики, жестов, телодвижений – предается от 60 до 80% информации. Если учесть, что остальные 20-40% передаются с искажениями (сколько понято), можно только удивляться, как еще нам удается понимать друг друга.

Некоторые важные моменты самопрезентации:

  • Элегантная походка
  • Правильная осанка
  • Изящные жесты
  • Мимика
  • Улыбка
  • Дистанция общения (диапазон у южных народов от 30 см. и у северных до 80 см.)
  • Одежда
  • Речь (визитная карточка человека)

Вывод: Все вышеперечисленные моменты являются составляющими «Этикета». Озвучить правила делового этикета и правила поведения на собеседовании (приложение 6).

Как сохранять самообладание.

Советы: при выступлении незаметно держать в руках скрепку, поглядывать на картинку с тигром, например, как на смелого и сильного животного, или на соловья – как хорошего оратора и певца, можно смотреть поверх голов аудитории в пространство, или выбрать из аудитории человека, дружелюбно к вам настроенного, который невербально будет вас поддерживать.

Упражнение «Личное пространство»

Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом к лицу друг к другу на расстоянии 3-4х метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп». Когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Ученые установили: чем агрессивнее человек, тем больше его личное пространство.

В заключении предлагается выполнить релаксационное упражнение«Машина времени» (приложение 7).

Анализ упражнения:

  • Довольны ли вы образами своего будущего?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Есть ли что-то, что вам не понравилось?
  • Если вы не совсем довольны, то что бы вы хотели изменить в образе своего будущего?

В этом сне каждый состоялся как личность, чего-то достиг, создал семью, построил карьеру и т.д.
Постарайтесь сделать этот сон явью, удачи и успехов вам в вашем личностном и жизненном самоопределении.

Спасибо за внимание, и на память о нашем занятии предлагаю вам раздаточный материал «Гимн себе» (приложение 8).

Чаще исполняйте его себе, и тогда вам будет сопутствовать удача, успех и благосклонность людей.