Наблюдения за детьми в течение дня. Дневник динамического наблюдения как методика индивидуальной работы специалистов пмпк доу с ребенком с особыми образовательными потребностями Дневник наблюдений за поведением детей в группе

Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка

Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ

Структура индивидуальной программы развития

Особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ, как основы индивидуальной программы развития ребенка

Особенности и требования к процедуре наблюдения за детьми в ДОУ Система работы в ДОУ по организации наблюдения за детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Организация наблюдения за детьми,

как основа индивидуальной программы развития ребенка »

Санкт – Петербург

2012

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка………………………………………………………………..…. …...….5

1.1 Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ………...…...5 1.2 Структура индивидуальной программы развития…………………..…….8

Выводы по первой главе ……………………………….…………………..….12

ГЛАВА 2. Особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ, как основы индивидуальной программы развития ребенка……………..………14

2.1 Особенности и требования к процедуре наблюдения за детьми в ДОУ..14

2.2 Система работы в ДОУ по организации наблюдения за детьми…...…...16

Выводы по второй главе………………………………..…………………..….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. ……………………………………………………………...20

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………...………23

приложения……………………………………………………………..….24

ВВЕДЕНИЕ

Всестороннее воспитание начинается с самых ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе образования.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Ведущая роль педагога (взрослого), организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях

А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера и др. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы

В. С. Мерлина, А. Б. Николаевой, А. В. Петровского, Р. Бернса и др.

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок - индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска

наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, видеосъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов. В результате наблюдений за детьми оцениваются все стороны их психофизического развития. При этом перед педагогами встает проблема выбора необходимых и оптимальных условий воспитания, обучения, содержания и форм в плане проектирования лучших качеств личности и коррекционно-педагогической помощи для каждого ребенка. Все эти условия может содержать индивидуальная развивающая программа, которая позволят ребенку добиться максимального успеха. Поэтому целью нашего исследования будет разработка системы организации педагогического наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка.
Объектом исследования в данном случае организация наблюдения в ДОУ. Предмет исследования: индивидуальная программа развития ребенка.

Задачи исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации наблюдения за детьми, составления индивидуальной программы развития

ребенка;

Определение особенностей организации наблюдения за детьми в ДОУ;

Разработка системы организации педагогического наблюдения в ДОУ.

Гипотеза: наблюдение за ребенком, включающее фиксацию и интерпретацию результатов, станет основой эффективной индивидуальной программы развития ребенка.

ГЛАВА 1.

Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка

Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ .

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение – метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

Наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

Регистрация событий в момент их протекания;

Независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести:

Недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

Ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

Пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) систематичность.

Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д.

Определяется соответствие возрастной группы развитию ребенка, составляется индивидуальный план развития и образования.

Существует несколько классификаций наблюдения, например, в зависимости от условий и целей:

Систематическое наблюдение – тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка. Примерный лист наблюдения за ребенком с целью определения степени адаптированности к условиям детского сада представлена в приложении № 1. Наблюдая за ребенком, педагоги должны иметь четкие представления о нормальных показателях развития детей.

Несистематическое наблюдение – важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. (Особенности ребенка в определенной ситуации, например боязнь клоуна…)

В зависимости от предмета наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные объекты или все подряд (сплошь).

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача – описать общую картину поведения (Характеристика на ребенка).

Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, его речь (Мониторинг достижения планируемых результатов детьми).

По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в экспериментальном педагогическом процессе. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания (например: можно определить модель общения ребенка с родителями).

Включенное – осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим учителем-экспериментатором в процессе совместной деятельности). По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое), проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста, детей – представителей разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

Лонгитюдное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (при проверке гипотезы о влиянии на развитие чего-либо).

1.2 Структура индивидуальной программы развития ребенка в ДОУ.

Идея индивидуального сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка.

Для обеспечения психологического здоровья ребенка, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей дошкольного возраста разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка.

Для их формирования индивидуальной программы развития необходимо оценить потенциал развития ребенка, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых. Это основная идея теории зоны ближайшего развития, которая направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей. Зона ближайшего развития - уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским.

Структура индивидуальной программы развития включает следующие компоненты:

Целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, то есть она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи, опираясь на актуальный уровень развития ребенка, должны быть рассчитаны на его потенциальный уровень, то есть на «зону ближайшего развития» ребенка.

Технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

Результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

При составлении программы зачастую возникает вопрос о форме ее составления. Нормативно закрепленной формы ИПР на данный момент не существует, каждое дошкольное образовательное учреждение определяет ее для себя самостоятельно. Это может быть табличная форма, может быть в виде текста (Приложение №2). Но крайне необходимо оптимизировать эти формы. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в конкретном ДОУ. Индивидуальная программа развития также включает в себя работу с родителями. Родители здесь не только объект воздействия специалистов, но и равноправные участники реализации программы развития ребенка.

В целевом компоненте ИПР указываются направления по итогам наблюдения (адаптированность к условиям ДОУ, сенсорное развитие ребенка, культурно-гигиенические навыки, общие движения, мелкая моторика, игровая деятельность, социально-эмоциональное развитие, когнитивное развитие, коммуникативные навыки, эстетическое развитие др.). Задачи указывают конкретные шаги к достижению поставленной цели, носят поэтапный характер.

Сроки реализации могут быть прописаны условно как начало, середина и конец учебного года. В зависимости от успешности достижения результатов могут корректироваться на сокращение и увеличения времени.

Такая программа в полной мере позволит реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая дает малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха.
Слишком трудная программа не позволит малышу проявить себя. Слишком легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна основываться на анализе данных полученных в ходе наблюдения, на объективной оценке уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Первый этап. Проведение наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, анализ историю его развития. Сопоставление всех полученных данных. Их необходимо записать в виде заключения.

Второй этап. Определить приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.

Третий этап. Проанализировать, что ребенок может делать, а чего еще не умеет.

Четвертый этап. Решить, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить.

Пятый этап. Определить, какие задачи будут реализованы в совместной деятельности с воспитателем, а какие – дома с родителями.

Шестой этап. Разделить каждое умение на составляющие его действия. Помнить, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить.

Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внести в нее изменения и дополнения.

Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.

Адаптационная индивидуальная программа необходима детям, которые испытывают изменения или нарушения в установленном порядке жизни незамедлительно сказывающиеся на их поведении. Это объясняется тем, что опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.

Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, и поэтому для детей, перенесших соматические заболевания, важно создать условия для адекватного развития в восстановительный после заболевания период.

Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в детский сад из семьи в любом возрасте, преимущественно в раннем.

В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между воспитателем и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых соответствует возрастной норме. Дело в том, что они нуждаются в усилении развивающего воздействия в целях устранения вероятности отставания в раннем возрасте вследствие неадекватных эмоционально-личностных воздействий. Основное внимание должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, на развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых малышу доступно в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание программы должно быть предметом обсуждения дефектолога, психолога и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях дефектолога, а какие – в совместной деятельности в группе; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Выводы по первой главе.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.

Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

Разработки и построение индивидуальных развивающих программ основывается на принципе единства диагностики и коррекции. Диагностика, в данном случае методом наблюдения, не только предшествует педагогическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так же инструментом ее оценки.

Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. Необходимо наблюдать за детьми, анализировать составленные программы. А так же помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи.

ГЛАВА 2.

Особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ, как основы индивидуальной программы развития ребенка.

2.1 Особенности и требования к процедуре наблюдения за детьми в ДОУ.

Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения.

С целью определения возможности написания эффективной индивидуальной программы развития ребенка, нам необходимо определить некоторые особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Определить наиболее доступный и эффективный вид наблюдения для педагога в условиях ДОУ.

Уточнить основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения.

Составить алгоритм процедуры наблюдения.

Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или на площадке для прогулки, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.

Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.

Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации - объект - время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плану;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных. Пример протокола наблюдения, который применяется при изучении детей в процессе совместной деятельности, представлен в приложении 3.

Результаты наблюдения за ребенком дают возможность педагогу определить наиболее приоритетные задачи, направления в работе с конкретным ребенком, а, следовательно, разработать индивидуальную программу развития.

Система работы в ДОУ по организации наблюдения за детьми.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в воспитании.

Например, знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Поэтому педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно организовывать наблюдение за детьми.

По мнению А.И. Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

(Приложение 5).

Методическая служба-это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Основная цель деятельности методической службы в ДОУ – эффективное планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Мы попытались сформулировать систему организации наблюдения за детьми в ДОУ таким образом, что бы она стимулировала педагогов к ориентации своей деятельности на индивидуально – личностный подход.

В процессе осуществления системы наблюдения за детьми в ДОУ

диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования интеллектуальных, нравственных и социальных качеств – в дошкольном возрасте.

Таким образом, грамотная система организации наблюдения является основой индивидуальной программы развития ребенка.

Выводы по второй главе.

Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Организация педагогического наблюдения имеет свои особенности, предъявляет к педагогу определенный уровень знаний и подготовленности. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. Поэтому мы считаем целесообразным разработать систему организации педагогического наблюдения за детьми в ДОУ, с последующим использованием результатов для составления индивидуальных программ развития. Всю работу по данному направлению мы условно разделили на три этапа. Начальный (информационный), основной (документально - практический), заключительный (итоговый) этапы.

Задачи начального этапа будут направлены сбор, изучение, и передачу информации, литературы, опыта работы по наблюдению за детьми.

В решении первой задачи могут участвовать все воспитатели, специалисты, собирая, изучая и обрабатывая литературу методического кабинета, интернет ресурсов, периодических изданий. Необходимо обобщить опыт работы внутри дошкольного учреждения и других ДОУ района. Внести в годовой план ДОУ консультацию для педагогов по выбранной теме (Приложение 4), педагогический тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения детьми дошкольного возраста». Данный тренинг содержит мини – лекцию «Наблюдение как основной метод диагностики», наглядный и практический материал, презентацию (Приложение 5). Считаем, что данный этап целесообразно осуществлять перед началом учебного года.

Основной (документально - практический) этап является наиболее объемным по содержанию. Вся деятельность направлена на выбор конкретных карт наблюдения за детьми или ребенком и осуществление самого наблюдения с фиксацией результатов. Карты наблюдения подбираются с учетом возрастной группы и цели наблюдения. Так, для групп раннего возраста и детей вновь проступающих будет обязательна карта наблюдения за процессом адаптации детей. Воспитатели могут выбирать в течение учебного года карты наблюдения за детьми по различным видам деятельности. (Приложение 6). Целесообразно результаты наблюдения фиксировать в сводной таблице для наглядности и использовать данные при разработке индивидуальной программы развития ребенка. Заключительный (итоговый) этап будет включать в себя анализ и систематизацию полученных данных. Решение воспитателей о необходимости составления для кого-либо из воспитанников индивидуальной программы развития, составления запроса для специалистов ДОУ (учителя – логопеда, педагога – психолога, учителя – дефектолога, социального педагога). Возможным решение будет и о повторе наблюдения, более детального и комплексного, использование и других методов диагностики с выявлением причин полученных результатов.

Заключение.

Управление современным образовательным учреждение сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов. Каждый воспитатель должен уметь изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Учет особенностей такого метода диагностики, как наблюдение, соблюдение его правил и условий могут помочь помогут облегчить работу воспитателя по изучению ребенка или детского коллектива. Так же эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к детям, профессиональной позиции. Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Идея индивидуального сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка.

Для обеспечения психологического здоровья ребенка, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей дошкольного возраста разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Такая программа в полной мере позволит реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок на данном возрастном этапе. Основная цель деятельности методической службы в ДОУ – эффективное планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата. Для этого мы разработали систему организации наблюдения за детьми в ДОУ.

Наблюдение за ребенком, включающее фиксацию и интерпретацию результатов, стала основой эффективной индивидуальной программы развития ребенка, дающая малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха.

БИБЛИОГАФИЯ.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком» - РЕЧЬ Творческий Центр сфера. Санкт-Петербург, 2008 г.

Никишкина И.В., «Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» / – Волгоград: Учитель, 2007г.

«Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Щурская Е.Е. Сиситема мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной прогаммы». / – Санкт-Петербург, 2011 г.

Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наблюдение_(психология),

17.06.12, 18:37.

Индивидуальная программа ребенка http://www.ab.ru/~invsp/step2.htm, 18:17, 16.06.2012.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/564196/, 19.06.2012 г., 17:00.

Приложение №1.

Лист адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Фамилия, имя ребенка ________________

Дата рождения ________________

Возраст при поступлении ______ Дата поступления ____________


Приведем примеры показателей и измерителей воспитанности. Отметим сначала те, которые выявляются в ходе наблюдения педагога. Это внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь, поведение, отдельные поступки, реакция на социальные явления, система взаимоотношений с одноклассниками, родителями, учителями, качественность предметной деятельности. Тщательно подготовленное наблюдение дает исследователю богатый материал для изучения.

Наблюдение метод получения информации об объекте с привлечением органов чувств исследователя.

Наблюдение – мощный исследовательский метод, который может дать материал для показателей не только поведенческого, но и мотивационно-потребностного и рефлексивного критерия.

Процедура подготовки к диагностическому наблюдению следующая:

  • формулируется цель наблюдения;
  • выбираются и обосновываются объекты наблюдения;
  • определяется вид, условия и продолжительность наблюдения (выборочное, сплошное; скрытое, открытое; включенное; систематическое; одномоментное; срезовое; структурированное; хронометрированное; продолженное;
  • разрабатывается способ фиксации данных наблюдения (видеосъемка, протоколирование, с использованием бланков наблюдений и т.п.).

Пример протокола наблюдения

Наблюдение непосредственное невключенное. Целью наблюдения было определение характера реальных взаимоотношений детей в свободной игровой деятельности.

Наблюдение проводилось в течение всей прогулки детей.

Объектом каждого наблюдения был один ребенок и его партнеры по игре.

Процедура наблюдения: экспериментатор, знакомое детям лицо, располагался неподалеку от испытуемого. Фиксировались игровые контакты ребенка с детьми, описывалось их содержание и протекание, речевое и невербальное общение. В деловые, игровые, речевые контакты с испытуемым экспериментатор не вступал. При перемещении испытуемого экспериментатор приближался к месту его игры.

Протокол

Девочки играли в "дочки-матери", "варили обед", помешивая его палочками. Мальчики строили из песка. Для того чтобы укрепить мост, ребятам понадобились палочки. Дима Г. стал искать подходящие и, увидев такие у девочек, взял их без разрешения. Таня Щ. отняла палочку у Димы и хотела продолжать игру. Дима, толкнув Таню, схватил все палочки и отошел в сторону. Таня заплакала. Дима наблюдал за ней со стороны и ничего не предпринимал, лишь время от времени поглядывал на воспитательницу. Наконец, воспитательница заметила плачущую Таню и направилась к ней. Дима сразу же подошел к Тане, отдал ей палочку и стал жалеть ее, гладить по голове и успокаивать, поглядывая на приближающуюся воспитательницу.

Когда конфликт был разрешен, экспериментатор поинтересовался у Димы, почему он стал жалеть Таню. Дима опустил глаза, долго молчал. Вопрос пришлось повторить. Тогда Дима негромко ответил: "Я пожалел ее потому, что когда дети плачут, всех надо жалеть".

Анализируя приведенный протокол наблюдения, можно сделать предположение об истинных мотивах поведения Димы. Дима боялся выяснения причин Таниных слез и предполагал, что его могут наказать. Поэтому, заметив, что воспитательница направляется к Тане и что выяснятся все обстоятельства, Дима поспешил успокоить девочку и сгладить конфликт. Следовательно, можно предполагать, что истинный мотив проявления сочувствия к Тане – боязнь наказания.

Наблюдения педагога в естественных жизненных ситуациях корректируются показателями, получаемыми в специально создаваемых ситуациях испытания. Таким образом получаются суммированные показатели.

Пример наблюдения на основе бланка

Представим заполненный бланк наблюдения (табл. 15.1). Наблюдение проводилось на уроке по предмету окружающий мир в 3-м классе. Воспитательная задача урока: формирование навыков группового сотрудничества детей. Группа включала четырех человек. В ячейках таблице отмечено, сколько раз за урок тот или иной ребенок проявил то или иное умение. Таблицы наблюдателя заполняли ученики класса – помощники учителя.

Таблица 15.1

Таблица наблюдателя

Анализ бланка позволяет сделать следующие выводы. Миша, несмотря на значительную активность при выполнении группового задания (умение "стимулировать товарищей к работе" проявлено им 10 раз), недостаточно владеет необходимыми знаниями по пройденному материалу, что не позволило ему должным образом проявить умение "объяснять другим то, что непонятно" (0 раз). Поэтому оценка его вклада в выполнение группового задания оказалась на третьем месте (10 баллов).

Хуже всех при выполнении группового задания показала себя Яна, которая, несмотря на владение основными понятиями по теме, была недостаточна активна.

Анализ этого и других аналогичных бланков дал учителю основания для специальной работы с Яной и некоторыми другими детьми класса, основанной на включении у них механизма рефлексии. Для этого детям было предложено:

  • рассказать о своих чувствах при проявлении данных умений группового сотрудничества;
  • оценить степень комфортности/некомфортности работы в группе и причины последней;
  • определить общественное значение данного умения группового сотрудничества;
  • выбрать реальные шаги целеполагания как поэтапного планирования желаемого результата.

Наблюдение может быть организовано на основе шкалирования качества. Например, разработав шкалу оценки качества настойчивость в труде, исследователь в процессе наблюдения за ребенком или группой детей помечает, сколько раз проявился тот или иной показатель. По результатам такого наблюдения может быть рассчитана количественная характеристика этого качества.

Пример Шкала оценки качества "настойчивость в труде"

  • 1. Настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко и только с подсказкой, так как не имеет необходимых знаний и умений.
  • 2. В любой работе трудности пытается преодолеть только с подсказкой, с помощью, так как не уверен в себе.
  • 3. Пытается преодолеть трудности сам, без помощи, но только если боится наказания.
  • 4. Стремится преодолеть трудности сам, без помощи, если знает, что получит за это поощрение.
  • 5. В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность, от помощи отказывается, стремясь самоутвердиться, доказать, что работает лучше всех.
  • 6. Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечен процессом или содержанием труда.
  • 7. Настойчив в преодолении трудностей, если знает, что своим трудом может принести пользу, порадовать.
  • 8. Если уверен, что труд необходим, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их.
  • 9. Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что "иначе работать нельзя".
  • 10. Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что это помогает в борьбе с трудностями.

ДНЕВНИК ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И. _____________________________________________
группа ________________________
Воспитатели группы _____________________________________

1. Социально-бытовое развитие

(заполняется воспитателями группы)

Показатели развития

Дата/возраст

Общение со взрослыми

Легко адаптируется в новой обстановке

Легко идет на контакт, проявляет инициативу

Откликается на инициативу взрослого

Избегает

Общение со сверстниками

Легко устанавливает дружеские взаимоотношения

Откликается на инициативу сверстника

Избегает взаимодействия

Проявляет качества лидера

Предпочитает подчиняться другим

Успешно разрешает конфликты со сверстниками

В ситуации конфликта просит помощи взрослого

Не умеет разрешать конфликты

Игра

Успешно участвует в коллективной игре

Предпочитает играть один

Умеет организовать игру, занять других детей

Откликается на инициативу других детей

Не умеет организовать игру,

В игре ориентируется на правила

Может выполнять правила с помощью взрослого и других детей

Правила не принимает

Самообслуживание и хозяйственный труд

Инициативен, самостоятелен в самообслуживании,

Самостоятелен в самообслуживании, требуется незначительная помощь

Снижен интерес к самообслуживанию, требуется помощь

Хороший организатор повседневной трудовой деятельности

Труд результативен при небольшой помощи взрослого или сверстников

Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь при выполнении

Моторика

Общая моторика развита хорошо, скоординирован, ловок

Общая моторика развита недостаточно

Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме

Развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы

Особенности деятельности

1.

В основном проявляет самостоятельность

Постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен

2.

Работоспособен, энергичен

Работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса

Быстро утомляется

Особенности усвоения содержания программы

Имеет запас представлений о себе и своей семье, умеет им пользоваться

Имеет запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться

Количественные отношения

Счетные операции

Цвет, форма предметов

Изобразительная деятельность и конструирование

Проявляет творчество, фантазию, отображает в поделках личностные наклонности , в случае необходимости обращается с вопросами

Требуется помощь, с вопросами обращается редко, стандартность изображения, шаблонность

Необходима поддержка и стимуляция деятельности, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Изображение синтетическое, с большим количеством деталей

Предметы детализированы, детали условны, форма, величина не имеют значения

В непроизвольных линиях, формах находит сходство с реальными предметами

Владеет навыками действия изобразительными материалами

– испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

Действует однотипно, материал использует неосознанно.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

+

выбранный показатель

!

сформированы достаточно

?

сформированы недостаточно

-

не сформированы

2. Особенности речевого развития

Учитель-логопед _______________________________________

Ранее речевое развитие:
1. первые слова (возраст) ____________________________________________________

2. первые фразы (возраст) ____________________________________________________

Показатели развития

Дата/возраст

понимание речи не нарушено

понимание речи затруднено

понимание речи ограничено

артикуляционная моторика развита достаточно

недоразвитие артикуляционной моторики

грубое недоразвитие артикуляционной моторики

звукопроизношение не нарушено

звукопроизношение смазано

грубые нарушения произношения

фонематическое восприятие сформировано

фонематическое восприятие не сформировано

слоговая структура слов не нарушена

слоговая структура слов незначительно нарушена

слоговая структура слов грубо нарушена

словарный запас достаточный

словарный запас в пределах обихода

словарный запас беден

словарный запас резко ограничен

грамматический строй развит достаточно

незначительные аграмматизмы в речи

грубые аграмматизмы в речи

связная речь развита в соответствии с возрастом

связная речь развита недостаточно, аграмматична

связная речь не развита

Звуковой анализ и синтез

Выделение слов из предложения

речевое развитие соответствует возрасту

речевое развитие не соответствует возрасту

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

!

сформированы достаточно

?

сформированы недостаточно

-

не сформированы

+

выбранный показатель

3. Психическое развитие

Педагог-психолог _______________________________________

Показатели развития

Дата / возраст

Особенности познавательного развития

восприятие соответствует возрасту

трудности процесса восприятия

восприятие затруднено

Эталоны сенсорного восприятия

Операции восприятия:

выделяет объект,

может выделить признак объекта

классифицирует,

находит часть от целого,

конструирует по образцу,

ориентируется в пространстве

сравнивает по величине

Модальность памяти

Преобладает слуховая память,

преобладает зрительная память,

преобладает моторная память

Оперативная память

Быстро запоминает, произвольно

Запоминание затруднено

непроизвольное запоминание

Тип памяти

Преобладает механическая

Преобладает ассоциативная

Преобладает логическая

концентрация внимание

устойчивое

неустойчивое

непроизвольное

переключаемость внимания

Не затруднена

Затруднена

тип мышления

словесно-логическое

наглядно-образное

наглядно-действенное

предм.-манипулятивное

манипулятивно-сенсорное

операциональный компонент мышления

операции анализа и синтеза

операции обобщения

операции классификации

операции сравнения

операции серриации

Особенности эмоционально-личностной сферы

Контактность

Позитивная (+),

Нейтральная (0),

Негативная (-)

Уровень сформированности мотивации

Учебный, познавательный (П)

Трудовой, социальной (Т)

Достижений (Д)

Коммуникативный (К)

Игровой (И)

Внешний (В)

Полоролевая идентификация

Адекватная (а)

Неадекватная (н/а)

Несформированная (н/ф)

Уровень самооценки

Адекватная (а)

Неадекватная завышенная (н/а )

Неадекватная заниженная (н/а ↓)

Недифференцированная (н/д)

Несформированная (н/ф)

Уровень тревожности

Адекватный, низкий (А)

Ситуативный (С)

Личностный (Л)

Навыки самопознания и самооценки

Сформированы (+)

Саморегуляция (С/Р)

Рефлексия (Р)

Эмпатия (Э)

не сформированы (-)

Эгоцентризм (э/ц)

Особенности поведения и деятельности

Поведение:

Адекватное (+)
- неадекватное (-):

агрессивное (аг)
обидчивое (о)
неуверенное (н/у)
недоверчивое (н/д)
чзамкнутое (з/к)
навязчивое (н/в)
зависимое (з/в)

Саморегуляция поведения:
- сформирована (+)
- сформирована недостаточно (0)
- не сформирована (-):
двигательная расторможенность (д/р)
эмоциональная незрелость (э/н)
импульсивность (имп)

полезависимость (п/з)
астенизация (аст)
ригидность (рг)

Нарушения в поведении:
- уход от деятельности (у/д)
- негативистическая демонстративность (нг)
- низкая социальная нормативность (н/н)
- истеричность (ист)
- депрессивность (депр)

Навыки необходимые для учебной деятельности

Внутренняя позиция будущего ученика

Сформирована (+)

Недостаточно сформирована (0)

Не сформирована (-)

Познавательная активность

Ребенок может поощрять других (+)

Проявляет самостоятельно (++)

Проявляет при внешней стимуляции (+)

Незначительная (0)

Отсутствует (-)

Ориентировочная деятельность

Самостоятельная (+)

С помощью (0)

Не сформирована (-)

Восприимчивость к помощи

Адекватное использование помощи (+)

Помощь использует частично (0)

Помощь не используется (-)

Перенос в новые условия

Выполняет логический перенос (+)

Выполняет механический перенос (0)

Не выполняет (-)

Регулирующая функция речи

Речевое опосредование деятельности
внутренняя речь (+)
внешняя речь (0)

Достаточно внешней стимуляции (в/с)

Внешний вербальный контроль (в/к)

Не сформирована (-)

татьяна алексеева
Наблюдения за детьми в течение дня

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Эвелина В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла со слезами, в плохом настроении. С детьми не хотела играть , сидела на стульчике. На предложение пойти играть с детьми , спряталась в домик. После завтрака стала играть сама с куклой. После сна настроение улучшилось, девочка стала играть с игрушками.

С кем и во что играл

Эвелина играла с Миланой (собирали пирамидку, играли с кубиками, с Олей (рисовали)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры

В игре девочка была спокойной, делилась игрушками.

Конфликты

Дети предлагали ей разнообразные игрушки, но она не реагировала на них.

На занятиях

На музыкальном занятии расплакалась, подошла к воспитателю, боится баяна

Все время стоит или сидит рядом с воспитателем.

Эвелина ела хорошо, правильно держит ложку.

Как засыпал

Засыпала долго, крутилась на кровати, пела песни

Предложения родителям

Приобрести музыкальные инструменты для игр, и перестать чрезмерно опекать ребенка.

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Эвелина В.

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла в хорошем настроении. Смотрит на себя в зеркало и говорит : «Я красивая» . Взяла расческу и стала причесываться. В уголке ряженья надела шапочку и ходила в ней по группе.

С кем и во что играл

Играла с Ульяной (прыгали на больших мячах, с Соней (играли в настольные игры, с Сережей (катали мячики)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время свободной деятельности играла в разные игры, обследовала матрешку, собирала пирамидку.

Конфликты

В течении дня конфликтов не был, подошла к плачущему Артему, пожалела его, дала ему игрушку.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятие была медлительна, требовалось постоянное напоминание.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На замечания взрослых реагирует и убегает

Девочка кушала хорошо, любимое блюдо молочная каша.

Как засыпал

Засыпала долго, сон не продолжительный

Предложения родителям

Предложить художественную литературу для чтения ребёнку.

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настроение утром, в течение дня

Утром пришел в плохом настроении со слезами. Сразу спрятался в домике. Через время забрал у Руслана машину, принесенную днем раньше со словами : «Я еще не играл, отдай!»

С кем и во что играл

Играл с Ваней (строили из кубиков, играли в конструктор, с Вероникой (катались на качели)

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Во время игр был спокойный, но если его кто – то случайно затронет, сразу начинает плакать, идет жаловаться

Конфликты

Свои игрушки никому не дает играть, сразу убегает.

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии сидел, ничего не хотел делать. После сна самостоятельно не одевался.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

На предложения поиграть вместе с воспитателем отказался.

Самостоятельно есть не хотел, ждал, когда его покормят

Как засыпал

Заснул самостоятельно, быстро, но часто просыпался.

Предложения родителям

Играть с детьми в подвижные игры , больше гулять на свежем воздухе.

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настроение утром, в течение дня

Мальчик пришел спокойно, но с детьми не общается , стоит возле окна и смотрит в него. Перед обедом забрал стульчик у Миланы и сел на него.

С кем и во что играл

Играл с Русланом в настольные игры, с Дашей рассматривал книги, катался на качели.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

Самостоятельно играл с пирамидками, дидактическую игру «Сложи картинку, мягкими кубиками

Конфликты

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии отвлекался, мешал сидящим рядом детям, стучал по столу руками.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Ел хорошо, но неаккуратно.

Как засыпал

Засыпал медленно, спал долго

Предложения родителям

Побеседовать с ребенком о том, что игрушками надо делиться, что плохо обижать детей, предложить поиграть в игру «Подарок для мишки»

Алексеева Т. А.

Дата наблюдения

Фамилия, имя ребенка

Настроение утром, в течение дня

Утром пришла со слезами на глазах, но твердо заходит в группу, несет свою любимую игрушку. Подошла к горке и скатилась с нее. Взяла книжку с картинками, рассказывает о том, что видит : «Дед плачет, баба плачет – делает вид, что плачет и закрывает лицо руками.

С кем и во что играл

Играла с Миланой – укладывали кукол, одевали и раздевали их, складывали бочонки, с Вероникой и Валей большим строительным материалом, модулями.

Взаимоотношения ребенка с детьми во время игры (во время свободной деятельности)

С детьми играла спокойно , иногда плакала, потому что не было рядом любимой игрушки, в свободной деятельности играла с кеглями, конструктором, кубиками.

Конфликты

Конфликтов в течении дня не было

На занятиях (возможны комментарии специалиста)

На занятии была активна, отвечала на вопросы воспитателя, повторяла стихотворения.

Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами

Эмоционально положительно реагирует на муз. Работника, сразу вступает в контакт

Аппетит плохой, ест плохо

Как засыпал

Засыпает со своей любимой игрушкой, спит долго

Предложения родителям

Педагогическое наблюдение за ребёнком 3-4 лет

Педагогическое наблюдение за ребёнком в процессе игровой деятельности

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка», г. Кстово Нижегородская область
Описание материала: материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, родителям с целью наблюдения за игрой ребёнка 3-4 лет, вовлечения его в процесс игровой деятельности.
Подобное педагогическое наблюдение поможет педагогам оценить процесс развития ребёнка в ведущем виде деятельности - игре, спланировать дальнейшую свою педагогическую деятельность.
Цель: анализ сформированности игровой деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста
Задачи:
побуждать принимать поставленную педагогом задачу;
обогащать содержательную сторону игровой деятельности, игровой опыт ребёнка;
содействовать использованию предметов-заместителей, воображаемых предметов;
формировать положительные отношения между ребёнком и взрослым.
Средства: кукла, игровые уголки в группе, игрушки (предметы-заместители), стол, диван, нож, разделочная доска.
Способы: вопросы, ответы, игровая ситуация.
Участники: воспитатель, ребёнок.

Ход педагогического наблюдения:
/у Димы в руках кольцо от пирамидки, он крутит его перед собой и бесцельно передвигается по группе, делая один круг за другим/
Воспитатель:
Дима, что ты делаешь?
Дима:
Еду на машине.
Воспитатель:
У тебя легковой или грузовой автомобиль?
Дима:
У меня легковой автомобиль.
/ребёнок может назвать марку автомобиля/
Воспитатель:
А куду ты едешь?
Дима:
В магазин.
/если ребёнок затрудняется ответить, то воспитатель может предложить съездить в магазин.
Можно придумать любую другую игровую ситуацию, например, съездить на почту, на прачку, в аптеку. В зависимости от игровой ситуации будет зависеть развёртывание сюжета игры /
Воспитатель:
Что ты хочешь купить в магазине?
Дима:
Я куплю конфеты. Я их очень люблю.
Воспитатель:
/держит в руках куклу/
Мы с куклой Катей тоже очень любим конфеты. Ты угостишь нас?
Дима:
Конечно, угощу.
/доезжает до стойки с игрушками, делает вид, что покупает конфеты, едет обратно/
Вот вам конфеты.
/разжимает кулак, кладёт на ладонь воспитателя воображаемые конфеты/
Воспитатель:
/делает вид, что пробует конфету, угощает куклу и благодарит Диму/
Спасибо, Дима. Вкусные конфеты.
Дима:
/радуется, вызывается купить ещё что-нибудь для куклы и воспитателя/
Сейчас ещё раз съезжу в магазин и куплю продукты.
Воспитатель:
Очень хорошо. Мы с Катей будем накрывать на стол. Привези, пожалуйста, хлеба и колбасы.
Дима:
Ждите. Я быстро.
/едет, но застревает в пути/
У меня кончился бензин. Надо заправиться.
/подъезжает к ФИЗО-уголку, берёт скакалку, подсоединяет к машине и заправляется;
затем едет в магазин, останавливается около полки с игрушками, задумывается, выбирает кирпичик и цилиндр, едет обратно;

может случиться и другая ситуация, например, машина может застрять в пути или сломаться. В зависимости от сложившейся ситуации будут зависеть действия ребёнка /
Воспитатель:
Дима, что с тобой случилось в пути? Тебя долго не было.
Дима:
В машине кончился бензин. Я заезжал на заправку, заправлял машину бензином.
Воспитатель:
А ты не забыл купить продукты?
Дима:
Да, я купил хлеб и колбасу
/протягивает воспитателю кирпичик и цилиндр /
Воспитатель:
Молодец! Сейчас будем ужинать.
/режет хлеб и колбасу/
Иди, мой руки, садись за стол.
/ужинают /